Украинская "махновщина" и кибератаки: как Беларусь противостоит хакерам?

Доля киберпреступлений по отношению к другим в этом году составляет около 17% – это довольно высокий показатель.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Число киберпреступлений с каждым годом растет: это как мошенничество, корни которого находятся на территории Украины, так и попытки саботажа на крупных предприятиях республики. Sputnik узнал у начальника Главного управления по противодействию киберпреступности МВД Андрея Ковалева, как противостоят злоумышленникам в Беларуси.
Самым распространенным видом преступлений в мире Ковалев назвал мошенничество, это "современный бич общества". Есть много способов обмануть человека.
Управление "К" вступает в дело, когда злоумышленники совершают преступления с помощью интернета, используют вредоносные программы, получают несанкционированный доступ к информации, пытаются провести саботажи на предприятиях и объектах инфраструктуры.

Бум мошенничества

"Очень многие после начала пандемии коронавируса перешли на бесконтактную оплату услуг, этим же сразу воспользовались мошенники: начали звонить и представляться родственниками, работниками банка, милиционерами, придумывая различные истории", – сказал начальник управления.
Злоумышленники стараются вывести человека на нужную модель поведения интонацией, аргументами, выстроив целую цепочку возможного поведения жертвы или, как их называют сами мошенники, "мамонта".
По словам Ковалева, доля киберпреступлений по отношению к другим в этом году составляет около 17% – это довольно высокий показатель.
Чтобы жители республики не попадались на уловки злоумышленников, МВД проводит профилактическую работу, декады кибербезопасности, сотрудники ездят в трудовые коллективы, вузы.
Интересно, что большинство интернет-мошенников находятся на Украине – там созданы даже специализированные call-центры. Ковалев отметил, что до начала спецоперации РФ крупнейшие из них находились в Одессе, Каховке, Новой Каховке и так далее.
"Это просто Клондайк, было такое чувство, что там вообще одна махновщина. Но сейчас из-за спецоперации они все переехали в западную часть страны, поближе к польской границе – туда, где стабильный интернет и электричество", – добавил начальник управления.

СВО и мошенники

С началом специальной военной операции России на Украине число звонков мошенников резко уменьшилось и практически сошло на нет.
"У нас очень резко изменилась статистика, ситуация начала выравниваться. К концу года, естественно, по ряду причин мы вновь наблюдаем рост. Но как только Россия активно наступает, бьет по инфраструктуре киевского режима, мошенники практически пропадают, потом вновь постепенно начинают активизироваться", – рассказал Ковалев.

Можно ли вернуть деньги?

Офицер объяснил, что, как правило, деньги мошенники списывают очень быстро, но хотя бы их часть вернуть можно, главное – своевременно обратиться в МВД.
"В таком случае мы моментально выходим на банк, платежные системы и в большинстве случаев деньги хотя бы частично возвращаем, пока транзакция не успела пройти", – объяснил он.

Легализованное мошенничество

По словам Ковалева, работа мошеннических call-центров на Украине легализована на государственном уровне.

"У нас есть оперативно-розыскные материалы, определенные разговоры и с центрами (так называемыми), в которых озвучены полные расклады, как, что, сколько они платят, куда. На государство, на СБУ, на полицию. Мошенничество на Украине легализовано на уровне государства", – пояснил он.

Попытки достучаться до коллег также не имеют успеха, сейчас это бесполезно, зато активно развивается сотрудничество с Россией, проводятся совместные операции.

Без конкретного срока

Ковалев подчеркнул, что киберпреступления не раскрываются к конкретному контрольному сроку, они требуют времени, анализа и аналитики.
"Недавно мы вышли на человека, совершившего тяжкое преступление в 2008 году. Нам было нужно, чтобы накопились определенные цифровые следы, все учли задокументировали. Задержать злоумышленника удалось благодаря тесному международному сотрудничеству", – сообщил Ковалев.
Большинство информации о работе подразделения "К" раскрывать нельзя, вот и здесь начальник управления не называет имен и подробностей. Известно, что злоумышленник действовал в составе международной организованной преступной группы, находился во многих странах в розыске, прятался. В итоге его удалось задержать в Кыргызстане, сейчас он ждет экстрадиции в Беларусь.

Кибератаки на предприятия

Кибератаки на критическую инфраструктуру и предприятия могут нанести серьезный урон республике. Их пик пришелся на 2020 год, сейчас же все находится под контролем, хотя попытки DDoS-атак по-прежнему есть.

"В банковской сфере каждый день фиксируются такие атаки на сайты госучреждений. До сих пор предпринимаются попытки "положить" объекты критической инфраструктуры. Пытаются подобрать, разломать, найти какие-то уязвимости системы", – рассказал глава управления.

Он уточнил, что известны некоторые личности "киберпартизан" (признанные в Беларуси экстремистскими), которые пытались саботировать деятельность ряда предприятий и госорганов.
"Мы о них знаем. Они смотрят за нами, так же и мы наблюдаем за ними и документируем их деятельность. Некоторые члены так называемых "киберпартизан" установлены и идентифицированы, потому как интернет не анонимен, он помнит все", – добавил Ковалев.
Он уточнил, что члены этой группировки находятся в разных частях мира и многие даже не знакомы лично.

Перешли на светлую сторону

Есть и такие хакеры, которые были установлены правоохранителями, понесли наказание и "перешли на светлую сторону". Их полностью легализовали.
"Как говорится, с черной стороны перешли на белую, есть такие и в Беларуси. Им даже интересно стало этим заниматься, по-новому теперь смотрят на все", – сообщил Ковалев.
По его словам, у таких людей происходит ощутимая трансформация, ведь они фактически себя ломают. Сначала человек занимался противоправной деятельностью, а потом стал выявлять злоумышленников.
"Потому что знают определенные препоны и моменты, которые там происходят. И, безусловно, их труд или их работу мы используем, и у нас, конечно же, есть такие интересные люди. Эффект от их работы огромный", – добавил Ковалев.
Работа управления "К" – эффективная и незаметная – проходит, как правило, под грифом "секретно", поэтому о многих вещах рассказывать нельзя, но рано или поздно об операциях белорусских силовиков в киберпространстве станет известно.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Минская пенсионерка отдала телефонным мошенникам 42 тыс. долларов
Таксист не поддался на уговоры аферистов и вернул деньги пожилой женщине
Мошенники снова пытаются использовать "Белпочту" для обмана людей