Анатолий Папанов принадлежал к тому небольшому числу актеров, которые находились вне зоны критики в плане профессионального мастерства. Все, что было сыграно Папановым, принималось безо всяких оговорок. Положительного героя играл он или отрицательного - это для зрителя не имело значения. Он не мог и не умел играть плохо. Еще при жизни он стал брендом советского кинематографа.
Человек своего времени
Легкой и беззаботной жизнь и актерскую карьеру Папанова назвать нельзя. Она типична для военного поколения. Война застала 19-летнего Анатолия в Оренбурге, где он проходил срочную службу. На фронт Папанов был направлен не сразу, сначала его зачислили в запасной 73-й стрелковый полк.
В декабре 1941 года за самоволку из части, в которой он служил вместе со своим товарищем, студентом ВГИКа Абрамом Рафаевичем, был осужден военным трибуналом на шесть лет. Наказание было заменено отправкой на передовую под Харьков, где старший сержант Анатолий Папанов командовал взводом зенитной артиллерии в 13-й запасной стрелковой бригаде.
22 марта 1942 года, уже в окружении Анатолий Папанов получил тяжелое ранение - взрывом ему оторвало пол-ступни на правой ноге. Шесть месяцев он провел в тыловом госпитале в Буйнакске, где в операционной под песню Лидии Руслановой "Валенки" ему сделали операцию - наркоз в госпиталях в то время был в дефиците.
О боевом прошлом Папанова известно крайне мало. За время участия в боях актер не был награжден - на начальном этапе Великой Отечественной войны в период отступления награждения проводились крайне редко. Все награды Папанов получит уже после войны: ордена Отечественной войны I и II степени, медаль "За победу над Германией". В его мемуарах "Холодное лето" о себе он не скажет практически ничего, только короткие высказывания о том времени и боевых товарищах.
В театре, но без театра
Поступление в ГИТИС в 1942 году для Папанова проблемой не было. Сказывался дефицит абитуриентов, вызывало уважение фронтовое прошлое и ранение человека, мечтающего об актерской профессии. Но была одна проблема - хромота. Папанов в то время мог ходить только с тростью. Условие для Папанова в то время в ГИТИСе было одно - научиться ходить без трости. Он заставил себя не только научиться ходить без трости, но и танцевать на сцене, не имея пол-ступни на ноге.
После окончания ГИТИСа перспективы театральной карьеры были вполне приличные. Папанова приглашали на работу МХАТ, Малый театр и театр имени Вахтангова. Но с этими перспективами пришлось расстаться - его однокурсницу, ставшую его женой актрису Надежду Каратаеву по окончании института распределили в Клайпеду. Папанов вслед за женой отправился в Литву, но выдержал там всего два года. С 1948 года до конца жизни он играл в Московском Театре сатиры.
Говорить о театральной карьере Папанова можно говорить с очень большой натяжкой. Он играл много и почти во всех спектаклях Театра сатиры. Играл добротно, профессионально, но все эти роли можно отнести к разряду "через запятую". Для всех московских театральных режиссеров ведущих театров Москвы того времени Папанов оказался нерешаемой задачей. Многие до сих пор считают, что в театре Папанов "прошел" мимо своего режиссера, имея в виду главного режиссера Ленинградского БДТ Георгия Товстоногова, которому по силам было раскрыть актерский талант Папанова на сцене театра. Почему их пути не пересеклись? На этот вопрос ответа мы не узнаем никогда.
Звездный билет дал кинематограф
Первым, кто сумел рассмотреть талант Папанова, был Эльдар Рязанов. Но все как-то не сложилось: на роль Огурцова в "Карнавальной ночи" был утвержден Игорь Ильинский. Следующая попытка Рязанова оказалась и вовсе неудачной для них обоих - фильм "Человек ниоткуда", где Папанов сыграл сразу четыре роли, тридцать лет пролежал на полке.
Третья попытка совместного творчества - фильм "Берегись автомобиля" - оказалась звездной как для Анатолия Папанова, так и для Эльдара Рязанова. Короткие, но емкие диалоги героя Папанова Семена Васильевича, тестя одного из главных героев Семицветова, которого играл Андрей Миронов, выбивались из общей канвы фильма.
Папанов не играл, он жил в фильме. Его игра была объемной и очень яркой. Реплики его героя: "Машина на имя жены, дача на мое имя… Ничего у тебя нет! Ты голодранец!", "Тебя посодют, а ты не воруй!" обретали вечность, переходя в разряд бытовых цитат. Подобные речевые обороты в публичной пространстве для того времени были немыслимыми.
Первопроходцем, открывшим для кинематографа Анатолия Папанова был писатель Константин Симонов: когда он увидел актера в спектакле Московского Театра сатиры "Дамоклов меч". Симонов искал актера на роль генерала Серпилина для фильма по его роману "Живые и мертвые". Папанов очень хотел сыграть эту роль, но очень боялся ее. Для него это было возвращение в его военную юность, главным воспоминанием о которой для него был страх. Фильм получился тяжелым, но очень откровенным и честным.
Народный артист СССР Анатолий Папанов (справа) и народный артист СССР Кирилл Лавров (в центре) в сцене из фильма "Живые и мертвые"
© Sputnik / Б. Колесников
/ Вторая попытка вернуться к военной теме в фильме Андрея Смирнова "Белорусский вокзал", который по мнению первого послевоенного поколения стал лучшим фильмом о войне. В "Белорусском вокзале" Папанов сыграл Николая Ивановича Дубинского, в мирной жизни главного бухгалтера, а во время войны радиста, оказалась абсолютной по мастерству и скрытому накалу. Из пяти главных героев фильма основной сюжет вращается вокруг героев Нины Ургант и Евгения Леонова. Фон, на котором они играют один - герой Анатолия Папанова. Без этого фона вся глубина теряется.
Лелик в "Бриллиантовой руке", Киса Воробьянинов в "12 стульях" - вершины актерского мастерства Анатолия Папанова. Но в двух своих ролях - озвучивании Волка в мультипликационном сериале "Ну, погоди!" и роль Копалыча в "Холодном лете пятьдесят третьего..." - Папанов превзошел самого себя. Он сыграл русский национальный характер. Возможно, сравнение героя мультипликационного сериала и серьезная роль в драматическом фильме кому-то покажется странной. Главное здесь, на мой взгляд, не форма, а содержание. В вечном незадачливом оболтусе Волке Папанов выразил бесконечность русского характера со всеми его парадоксами и зигзагами. Более полувека этот мультипликационный сериал популярен не только у детей, но и у взрослых.
Анатолий Папанов (справа) в роли Копалыча и Валериий Приемыхов (слева) в роли Лузги в художественном фильме "Холодное лето пятьдесят третьего"
© Sputnik
/ Его последняя роль в фильма Александра Прошкина "Холодное лето пятьдесят третьего..." стала финалом и его жизни. Папанов в роли Копалыча высказал все, что наболело за всю жизнь. Он простился со своим страхом, с которым жил все эти годы. В этой роли Папанов высказался за все поколение, пережившее репрессии 1930-х годов. Он избавился от страха и умер вскоре после окончания съемок. Это была его главная роль, о которой он мечтал всю жизнь...
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Как снимали "Бриллиантовую руку". Интересные факты о классическом фильме
Лучшие образы Анатолия Папанова: от комедий до военных ролей