Sputnik разобрался в разъяснениях МАРТ относительно того, являются ли рекламой названия или логотипы компаний такси, наклеенные на автомобили, и проанализировал, в каких еще неочевидных случаях компании нужно заложить в бизнес-план расходы на наружную рекламу.
Цель рекламы - привлечение внимания
Стоит отметить, что в разъяснениях ведомство обращает внимание на то, что согласно закону "О рекламе" рекламой считается информация об объекте рекламирования в любой форме, распространенная при помощи любых средств.
Исходя из определения, данного в упомянутом законе, важный критерий, по которому рекламу можно отличить от другой информации, – это то, что рекламу размещают, чтобы вызвать интерес к продукту или компании.
Так, МАРТ признал рекламой размещение на машинах "средств индивидуализации услуг такси" (название компании, оформленное в соответствии с фирменным стилем).
Из разъяснений стоит сделать выводы не только компаниям, которые в нем непосредственно упомянуты ("Яндекс" и "Uber"), но и другим юридическим лицам, которые размещают на автомобилях логотипы, фирменные наименования и другую информацию, по которой можно идентифицировать предприятие.
То же самое касается и размещения аналогичной информации на зданиях. Причем рекламой считают не только полноценные вывески, но и наклейки на окнах и дверях с названием фирмы, даже напечатанные на обычной офисной бумаге указатели, которые небольшие компании нередко размещают на окнах.
Рекламный сбор и заключение договора
Из разъяснений МАРТ следует, что для того, чтобы на законных основаниях разместить на своих автомобилях рекламу, белорусским компаниям нужно заплатить сбор за размещение (распространение) рекламы в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 "О развитии средств массовой информации".
Для того, чтобы документально оформить размещение рекламы, нужен договор об этом между компанией, чей логотип или наименование будет на машине, и собственником авто. Аналогично при размещении рекламы на здании, нужно заключить договор о ее размещении с собственником здания.
Если разместить рекламу хочет иностранная компания, ей в обязательном порядке нужно заключить договор с рекламным агентством, и платить сбор будет рекламное агентство, отмечает МАРТ.
Информация, которая нужна по законодательству – не реклама
Стоит отметить, что закон "О рекламе" не распространяется на информацию, обязанность по производству и (или) размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством.
Например, не будет считаться рекламой информация, размещение которой обязательно в соответствии с законом "О защите прав потребителей". Однако, важно четкое исполнение норм закона – указание названия производителя на товаре – не реклама, а вот если добавить к нему слова "самая лучшая компания в отрасли" – однозначно реклама.
Для автомобилей такси законодательством тоже установлена обязательная информация, которая должна быть размещена на машинах: по правилам автомобильных перевозок пассажиров на левой и правой передней дверях должно быть краткое наименование (для юрлиц) или фамилия и инициалы (для ИП) перевозчика и его УНП.
Определяя, является ли информация, которую компания хочет разместить, рекламой, или же это информация, обязательная для размещения в соответствии с законодательством, нельзя забывать, что по закону и обязательная информация может быть признана рекламой, если это установлено этим законом или другим законодательством, поэтому если компания хочет избежать дополнительных расходов, каждый случай нужно анализировать очень тщательно.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Нюансы покупки и содержания автомобиля для бизнеса – просто о законах
"Вредные" вопросы адвокату: как получить возмещение после неприятностей