Вместе с сообщением о рекордном падении продаж новых легковых автомобилей в Беларуси стало известно о том, что доля китайских машин в России превысила в августе четверть объема рынка, лучше китайских там продаются только отечественные. Это отражает и некоторые белорусские тенденции. Что будет с союзным рынком новых авто?
На ниве производства Niva
Покупатели уже успели привыкнуть к мысли о том, что ряд моделей российской LADA строится на платформах, предоставленных Renault, и из французских же комплектующих. Но западные санкции разрушили этот стереотип: в марте объявила об уходе с российского рынка французская Renault, которая занимала его третью часть, наполняя как технологиями, реализуемыми в LADA, так и готовыми автомобилями своей марки. Renault контролировала два завода, которые производили машины под российской маркой и один – под французской.
Именно LADA лидирует по продажам среди новых машин как в России, так и Беларуси, поэтому что бы не случилось этот бренд всегда будет востребован, он имеет на рынке устойчивую нишу. Уход Renault заставил LADA запустить технологические цепочки с минимальным использованием импортных комплектующих, что накладывает заметные ограничения как на модельный ряд, так и комплектацию.
Но отнюдь не снимает проблему перезапуска логистических цепочек и применяемых технологических решений на основе партнерства с новыми стратегическими партнерами, скорее всего, китайского происхождения. Рынок замер, и они пока лишь присматриваются к его намечающимся тенденциям.
Некоторые особо ожидаемые проекты LADA поставлены в лист ожидания и ждут своего часа. Так, в 2024 году планировалось выпустить Niva третьего поколения. Проект все еще находится в разработке, правда, его финишные очертания неясны. Последнее, что сообщалось: патентная регистрация обрамляющего щиток приборов и медиасистему декоративного канта передней панели салона, получение патентных документов на дефлекторы вентилятора.
Принципиальная проблема заключается в том, что этот среднеразмерный кроссовер планировалось строить на платформе Renault-Nissan-Mitsubishi CMF-B. Сейчас обсуждается ее замена платформой китайского бренда GAK, у которого есть уже готовые решения для постройки кроссовера. Самая современная собственная архитектура LADA связана с моделью Vesta, на базе которой планируется запуск в серию компактного "паркетника".
Явление миру первого кроссовера небезосновательно связывают с выходом на конвейер вазовской "Нивы" в 1977 году, в которой впервые было применено полноприводное решение на не рамном серийном внедорожнике. Этот уникальный сегмент инженерам и маркетологам LADA надо обязательно расширять, не боясь позиционировать Niva как родоначальника в своем классе. Ибо время – деньги, а устойчивый спрос на эту машину есть. Китайский GAK, заменив французский Renault, может стать палочкой-выручалочкой для запуска ее нового поколения.
Дилерские запасы тают
Российские активы Renault перешли в госсобственность, но компании оставили возможность вернуться, потому что соглашение о продаже ее акций подписано с опционом на обратный выкуп доли в течение следующих шести лет. Непосредственные потери Renault оцениваются в €2,2 млрд. Фактической возможности работать на российском рынке у французского концерна нет, потому что ввоз оригинальных комплектующих находится под санкциями.
Решение об уходе не в последнюю очередь было подкреплено пессимистичным прогнозом в отношении восстановления российского рынка новых авто. В любом случае освобождающиеся ниши по мере возможностей будут замещать LADA и китайский автопром с учетом того, что и на Западе дела идут не лучшим образом. Дефицит чипов, удорожание энергоресурсов и как следствие рост издержек производства негативно отражаются на цене новых машин, подрывают позиции автомобильных рынков, в частности, европейского. ADAC подсчитала, что за пять лет средняя стоимость новых машин в Германии выросла почти вдвое.
По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в Беларуси произошла стабилизация цен, в том числе на автомобили, ввозимые из России, но вопрос с параллельным импортом остается открытым. И хотя, как подчеркивают в БАА, законодательство и практика деловых отношений не позволяют использовать его механизмы автодилерам Беларуси, уже появились размещенные на профильных площадках объявления о продаже новых Toyota Land Cruiser 300, как выяснилось, ввезенных автодилерами из Казахстана. А это фактически и есть параллельный импорт.
Специалисты заявляют о необходимости упрощения процедур сертификации ввозимых автомобилей и запчастей к ним с учетом законодательной практики Российской Федерации, что позволило бы снизить темпы падения предложения автомобилей и компонентов в отрасли. Так, август 2022 года ознаменовался в Беларуси падением уровня продаж новых легковых авто на 83,9% или на 2834 штук по сравнению с августом 2021 года – продажи составили 542 автомобиля.
По итогам 8 месяцев 2022 года на рынке лидирует марка LADA – с результатом 3 490 проданных автомобилей. В тройке лидеров также находятся бренды Geely и Kia. Всего с начала года в Беларуси продано 11 764 новых легковых авто.
Ожидаемый уровень продаж в ближайшие месяцы во многом будет определяться объемом реализации Geely. Без учета продаж отечественного производителя рынок вряд ли преодолеет рубеж в 500 легковых автомобилей в месяц. Если годом ранее дилерами – членами БАА на рынке были представлены 112 моделей новых автомобилей, то в августе 2022 года только 36. При этом дилерские запасы новых автомобилей превышают две тысячи единиц, что соответствует текущему трехмесячному объему продаж, резюмируют в БАА.
В поисках темной лошадки
Признаки восстановления рынка пока отсутствуют, тем более нет предпосылок к возврату цен на уровень 2021 года. Об этом можно судить по весьма популярному у белорусов бюджетному VW Polo. Его стартовая цена в салоне, когда-то составлявшая в эквиваленте $11 580 в базовой комплектации, вспоминается теперь как сладкий сон. Потому что сегодня она стартует уже с $20 тыс.
Как говорит гендиректор одного из крупнейших белорусских автохолдингов Игорь Сукач, автомобили VW Polo ввозятся из России с ценообразованием для дилеров в российских рублях. В последнее же время российский рубль значительно укрепился.
То есть текущая цена на Polo определяется не спросом и предложением, что было бы логично, а курсовыми факторами. Но и это, скорее всего, не спасет модель от исчезновения из белорусских автоцентров. Как поясняет управляющая группы Volkswagen в Беларуси Марина Рудакова, последние 10 лет большая часть продукции VW для белорусского рынка шла из России, потому что в российских рублях цена была конкурентоспособная. К тому же держателями сертификатов на новые модели является Россия – все было построено на защиту ее производства. Впрочем, аналогичный механизм ценообразования на белорусском рынке касается и производимых в России китайских машин.
Насчет замещения выпадающих марок Игорь Сукач говорит, что в Беларуси достаточно небольшой автомобильный рынок, во многом зависящий от российского. При этом ни один автомобильный бренд – будь то европейский, американский, китайский – не готов в течение года занять освободившуюся нишу. Выход на рынок новой марки – серьезный вызов, к которому любая автомобильная компания готовится минимум на протяжении года.
В Беларуси можно ожидать появления тех автомобилей, которые достаточно массово представлены в России, но не в таком объеме, или вовсе отсутствуют на белорусском рынке. И только потом – совсем новые для рынка марки.
В августе впервые самыми популярными машинами в Москве стали четыре китайские модели: кроссоверы Haval Jolion, Geely Coolray, Chery Tiggo 7 Pro и Geely Atlas Pro. Но все они уже представлены на белорусском рынке, что означает дальнейшее усиление китайского присутствия на нем особенно с учетом местного производства Geely. Но Марина Рудакова не исключает, что есть неведомая темная лошадка среди китайских моделей. По ее словам, кто первым предоставит доступный китайский "бюджетник" седан – тот и заберет большую часть рынка.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!