В советские годы на заводе в поселке Руденск под Минском делали пластиковые игрушки, крем для обуви, товары народного потребления и много всего другого, а в середине 1990-х сделали ставку на совершенно новый и нужный продукт – фары для отечественного автопрома. Предприятие начало снабжать автомобильной светотехникой трактора, комбайны, грузовики, автобусы, троллейбусы, карьерные самосвалы, прицепы, погрузчики и легковые машины.
После введения санкций на российском рынке возник вопрос о дефиците фар и фонарей. Многие зарубежные производители этого автокомпонента прекратили экспорт. И здесь россияне обратили внимание на ОАО "Руденск". Возможности у предприятия огромные – завод может обеспечивать фарами не только внутренний рынок, но и закрывать значительную часть потребностей российского автопрома.
© Sputnik / Виктор Толочко
Корреспонденты Sputnik Беларусь Станислав Лобатый и Виктор Толочко съездили в поселок и узнали, как местные заводчане собираются снабжать фарами Беларусь, Россию и ближнее зарубежье.
Поселкообразующее предприятие
Руденск находится в 45 км от Минска. Формально его считают городом-спутником, однако до этого официального статуса ему не хватает несколько тысяч жителей. Сейчас в поселке живут порядка 2,5 тысяч человек, и каждый пятый трудится на местном заводе, который считается поселкообразующим.
Сам по себе этот факт можно было бы считать не таким уж и примечательным, если бы не одно "но": налажен конвейер в населенном пункте, количество жителей которого, например, в девять раз меньше вместительности минского стадиона "Динамо". При этом завод снабжает фарами отечественные МАЗы, БелАЗы, "Беларусы", сельхозтехнику "Гомсельмаша", а также российские КАМАЗы, ГАЗы, УАЗы, УРАЛы, ПАЗы, ЛиАЗы, машины ПТЗ и Ростсельмаша.
© Sputnik / Виктор Толочко
Все закрутилось в начале 1990-х, когда руководство Руденского завода пластмассовых изделий задумало переориентировать производство с детских игрушек на автомобильную светотехнику. Тогдашние трактора и грузовики, сходившие с конвейеров МТЗ и МАЗ, нуждались в отечественных фарах. В 1994-м руденское предприятие получило валютный кредит, а спустя год мощности завода были полностью преобразованы.
В 2013 году на заводе провели очередной "апдейт": появился новый производственный цех с высокотехнологичным оборудованием и испытательной лабораторией. Сейчас в ассортименте предприятия около 30 наименований фар, фонарей и световозвращателей и более 300 модификаций.
© Sputnik / Виктор Толочко
Как это работает?
Сборочное производство на предприятии состоит из нескольких цехов. В одном из них изделия отливают из пластмассы по готовым пресс-формам, красят и отправляют на дальнейшую обработку. Литьевое оборудование немецкого, китайского, тайваньского и белорусского производства. Сырье для литья фар: композиционные материалы и пластик – производства СНГ и дальнего зарубежья.
В цехе литья есть печка активации рефлекторов (автомобильных отражателей), где изделие обдувают воздухом, затем обжигают пропаном и снова обдувают воздухом. Протирают спиртом или нефрасом, чтобы удалить лишние соринки, после чего оно отправляется на ионизационную обработку и лакировку роботом. Весь процесс занимает около часа.
Заместитель директора ОАО "Руденск" по производству Дмитрий Шичко
© Sputnik / Виктор Толочко
Далее рефлекторы проходят вакуумную металлизацию – происходит напыление алюминия с нанесением защитного покрытия. Процесс сложный и продолжительный – без этой процедуры фара или фонарь не будут светить, рассказывает заместитель директора ОАО "Руденск" по производству Дмитрий Шичко.
Напыление металла происходит в специальной установке корейского производства. За счет низкого вакуума находящийся на спиралях алюминий переходит в газообразное состояние и оседает на поверхности изделия. Подается газ аргон и другие химические элементы, создающие защитное покрытие. Шутка ли, но на этом ответственном участке работает всего один человек, а весь этап занимает чуть больше часа.
Производство на ОАО "Руденск"
© Sputnik / Виктор Толочко
В каждой фаре и светодиодных фонарях установлена плата несменного источника света или плата управления. Микросхемы-контроллеры, которые завод пока закупает в Китае, а в ближайшем будущем намерен заказывать у отечественного производителя, нужны в светотехнике для регулирования тока светодиодов и управления транзисторами по определенной программе. Звучит сложно, но на деле все просто: здесь готовые платы собирают с фарой и проверяют на работоспособность.
Испытания на жару, туман, мороз
Готовые световые приборы тестируют в лаборатории, где проводят климатические, механические и электротехнические испытания.
В испытательной лаборатории
© Sputnik / Виктор Толочко
"Здесь проходит ряд испытаний на цветовые и световые характеристики. Имитируются разные условия – как фара будет работать в жару, мороз, туман, в условиях повышенной влаги и так далее. Например, климатические испытания проводятся при +85 градусов и до -60 в течение трех часов в специальной камере", – говорит начальник испытательной лаборатории Людмила Коничева.
Задача лаборантов – контролировать работоспособность фары, чтобы она не слепила встречную полосу и хорошо освещала дорогу. Все испытания проводятся для каждой новой партии.
"Есть испытания на пылевлагозащищенность, солевой туман, вибрацию, герметичность. Влагостойкость проводится четверо суток при 96-процентной влажности и 45 градусах тепла", – констатирует она.
© Sputnik / Виктор Толочко
Почти как Merсedes или BMW
Одна из последних разработок завода – фары для автомобиля "Газель NN". Сейчас около половины своих заказов предприятие отправляет этому российскому производителю.
"Полностью светодиодные, дневной ходовой огонь совмещен с габаритными огнями, светодиодный блок ближнего и блок дальнего света", – описывает функционал прибора заместитель директора по производству.
© Sputnik / Виктор Толочко
По его словам, по своим характеристикам фара немного уступает изделиям Mercedes или BMW, которые, помимо прочего, снабжены системой обдува, подогрева и разной электроникой.
"Но для коммерческого транспорта столько не нужно", – уверяет Дмитрий Шичко.
"На Mercedes фара стоит порядка 500 долларов со всеми функциями, наша фара – порядка 150-200", – поясняет замдиректора.
Помимо фар, на руденский завод пришли заявки на освоение светодиодной светотехники для новых автобусов Группы ГАЗ. На данный момент предприятие ведет работы по шести новым проектам для российской компании.
Аналог Hella, но в четыре раза дешевле
На заводе говорят, что санкции повлияли на количество заявок от автопроизводителей. Раньше на российский рынок было трудно зайти, поскольку ниша была занята зарубежными компаниями – такими, как, например, Hella. Немецкий производитель снабжал фарами практически весь российский автопром.
Однако из-за ситуации на Украине и последовавших за ней ограничений изделий этого немецкого производителя не стало, и в Руденск стали обращаться с просьбами произвести похожую продукцию.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Самая главная для нас сейчас задача – заменить Hella на российском рынке. Оригинальная светодиодная фара немецкой компании на вторичном рынке стоит 550 долларов, мы планируем, что будем выпускать ее в три, а то и в четыре раза дешевле. Она не будет полным аналогом, но функционал останется примерно такой же. В конечном итоге все будет зависеть от потребителя – что он захочет, то мы и сделаем", – отмечает Шичко.
Поставки в Россию
Сейчас около 70% продукции ОАО "Руденск" идет на экспорт в Россию, в первую очередь для нужд АвтоВАЗа и ГАЗа.
"На этот месяц у нас запланировано 75% изделий отправить на экспорт. Очень сильно у нас вырос ГАЗ в объемах: если три года назад завод занимал 15% от всего нашего объема, сейчас – уже 50%", – приводит статистику замдиректора предприятия.
И добавляет: зная объемы потребления каждого предприятия, завод готов идти на встречу, рассматривать любые проекты и наращивать объемы.
© Sputnik / Виктор Толочко
"За предыдущий год мы рассмотрели 50 предложений по проектам, какие фары и фонари от нас хотят потребители. Из них в работу мы взяли семь, к настоящему моменту освоено два. Освоение простых светотехнических изделий занимает от полугода, сложных, как блок-фара – до двух лет. Сейчас идут работы по проектам для ГАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, МАЗ, а также МТЗ, "Гомсельмаша" и "Ростсельмаша", – делится подробностями Дмитрий Шичко.
Проект импортозамещения
В начале июня стало известно, что Россия может выделить на импортозамещающие проекты в Беларуси 1,5 млрд долларов. Один из проектов, как сообщал белорусский премьер-министр Роман Головченко, касается производства светового оборудования для всех видов транспортных средств.
На самом заводе в Руденске говорят, что выделенные средства пойдут на переоснащение сборочного, литьевого и инструментального производства. Оборудование планируется закупить до конца 2024 года.
© Sputnik / Виктор Толочко
Мощностей хватает – нужны люди
Из-за санкций завод, как и многие другие предприятия, столкнулся с логистической проблемой. Сроки поставки комплектующих из Китая увеличились в два-три раза.
"Некоторое сырье мы возим из России и Узбекистана, прорабатывается вопрос поставок из Турции и Ирана. Что касается автомобильных лампочек, налаживаются контакты с компанией из Индии", – подчеркивает собеседник.
Помимо России, ОАО "Руденск" также работает с Польшей, Венгрией, Казахстаном и Узбекистаном. Мощностей производства пока хватает – некоторое оборудование задействовано лишь на 30%. Остается решить вопрос с кадрами – заводу необходимо дополнительно порядка полутора сотен человек.
© Sputnik / Виктор Толочко
"С этим проблема есть, это не Минск. Завод работает в три смены, и, если увеличивать объемы в два раза в денежном выражении, человек 100-150 еще нужно набрать", – признается Дмитрий Шичко.
Сейчас на заводе, который в следующем году отметит 95-летие, работают порядка 500 человек. Это не только местные – приезжают из Минска, Осиповичей, Марьиной Горки, Правдинска, Свислочи, Дружного. Зарплаты не хуже, чем в городе – 1300–1500 рублей.
Производство на ОАО "Руденск"
© Sputnik / Виктор Толочко
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!