Не круглая дата, но для творческого человека в хорошей форме, если он приближается к восьми десяткам, каждый год по-своему юбилейный. К тому же Анисенко очень любит свой день рождения широко праздновать и готовить (не на кухне, а на сцене) что-нибудь новенькое. Это может быть концерт, моноспектакль, книга воспоминаний. Вот сейчас, буквально на следующий день после торжества он поедет в Витебск по приглашению Коласовского театра восстанавливать свой некогда успешный спектакль "Похороните меня под плинтусом" по повести Павла Санаева. Произведение, как известно, биографическое для семьи российских киноартистов Всеволода Санаева и Ролана Быкова.
Полвека в театрах на руководящих должностях
Когда длинная творческая жизнь собирается в небольшую кучку из самых важных событий, начинаешь искренне удивляться тому, сколько поворотов приготовила тебе судьба. Главная черта театральной деятельности Валерия Анисенко ― многообразие его начинаний. Ему, по-хорошему, всегда было мало того, что он делал. Он постоянно переключался с проекта на проект. Попробую кратко перечислить.
Мало было выучиться на актера в Белорусском театральном институте ― поехал в Москву на режиссерские курсы.
Как актер работал в театре, кино и телефильмах.
Десятилетие вел активную концертно-исполнительскую деятельность.
Восемнадцать лет проработал на радио, создавая как режиссер спектакли по белорусским произведениям.
Трижды начинал создавать по существу Новые театры (ТЮЗ в 1979 году, театр киноактера в 1981-м и РТБД ― 2001-м).
Преподавал в двух высших учебных заведениях.
Рванул с театром, на свой страх и риск, на шекспировский фестиваль в Англии.
Написал и издал несколько книг своих размышлений и воспоминаний с публикацией фото и документов.
Но при всем при этом многое не проходило гладко. Ему приходилось оставлять успешно начатое дело, уходить в неизвестность и все начинать с нуля.
Мы были знакомы с его студенческих лет, и хочется рассказать о тех страницах биографии, которые не фигурируют в официальных источниках.
Театр одного спектакля
В 1981 году Анисенко пошел работать главным режиссером Народного театра Белорусского государственного университета. Три раза в неделю студенты собираются на репетицию пьесы-притчи "Две стрелы" Александра Володина.
Туго натягивается тетива лука и, наконец, стрела выпускается в огромной аудитории физического факультета. Парты и столы вынесены. Кто-то держит в руках программку, кто-то цветы. Мест для зрителей не хватает. Заняты все подоконники и проходы. Весь театральный Минск захотел прорваться на спектакль. Знали, что участвуют студенты и преподаватели. В трудное для страны время на сцене шла пьеса, в которой каждый поворот сюжета воспринимался как тайное открытие. В городе быстро распространился слух о событии в "Театре большой физической аудитории", о детективе каменного века. Далеко разлетелись стрелы того спектакля. Жаль, что не было продолжения, но событие это еще вспоминали много лет, так как из той команды вышло немало известных людей.
А потом он влюбился
Валерий Анисенко всегда хорошо пел и в один из моментов своей жизни сделал свой спектакль-концерт "Признание…" Идея, сценарий, постановка и исполнение принадлежали только ему. На сцене театра белорусской драматургии играл ансамбль "Дилижанс-jazz", звучали стихи Пушкина, Тютчева, Лермонтова, старинные русские романсы, песни Утесова, Колмановского, Таривердиева. Все только про любовь, позднюю и не совсем счастливую. А в программке Анисенко писал: "Лучшие страницы мировой культуры посвящены этому чуду ― последней любви, пытаюсь осмыслить эту тайну. Сегодня я попробую прочитать, простонать, промолчать свое понимание этой тайны…"
Ричард, Макбет, Гамлет
На международный шекспировский проект какой-то неизвестный миру театр из Минска никто не приглашал, а они набились в театральный автобус, запаслись салом и огурцами, рванули через всю Европу на родину великого Вильяма Шекспира. Вот выписки из иностранной прессы.
"В фонде Демарко я просмотрел чрезвычайно впечатляющую вещь. "Ричард" в исполнении экспериментального театра, поставленную Валерием Анисенко. В постановке были свои острые углы, однако актерское использование простых приемов было захватывающим, а Ричард в исполнении Олега Гарбуза ― этакий насмешливый носитель зла и аморальности ― свидетельствовал об опасном и интересном таланте".
"Спектакль “Макбет” в замке Равенскрейг ― это театральное событие, не имеющее аналогов в пятидесятилетней истории Эдинбургского фестиваля".
"Вот он ― живой Шекспир, искрометно будоражащий, поглощающий вас на подмостках равенскрейгского представления театра из Минска".
Подарок самому себе
В свой день рождения Анисенко показал чеховскую "Чайку" на собственной даче.
В типовом дачном кооперативе под Минском наблюдалось беспрецедентное театральное оживление. На поворотах проселочной дороги после съезда с магистрали юные красавицы держали в руках указатели со словом "Чайка". Узкие улочки были забиты иномарками, рафиками и автобусами. Нарядно одетые люди с шикарными букетами двигались к частному владению, хозяин которого использовал свой участок как театр.
Приглашение на чеховскую "Чайку" на дачу к Анисенко
© Sputnik
Возможно, идея зародилась тогда, когда художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Валерий Анисенко дважды побывал со спектаклями "Ричард III" и "Макбет" на Эдинбургском фестивале в Англии.
Он в полной мере оценил театр на открытом воздухе, когда почти 300 актерских трупп оккупировали небольшой городок и устроили праздник, вовлекая его жителей в театральное действо. Точно также в летнее время можно объединить элитарным искусством дачников, туристов и всех, жаждущих необычного. Ну что ему, Анисенко, мало традиционного помещения своего стационарного театра? Оказалось, мало. Он уже давно вынашивал идею театра улицы, где играют спектакли на фоне исторических замков.
Участие его театра в белорусском фестивале "Белая Вежа" только укрепило желание делать что-то неожиданное. Тогда анисенковский "Ричард" игрался ночью возле каменецкой башни под лай собак и восторг детей для жителей всего города Каменец. Эта культурологическая анимация имела цель ― приобщение публики к восприятию театрального искусства. Может, и не все удалось в полной мере: мало было времени на подготовку.
Валерий Анисенко не уставал делиться со всем желанием создать в Беларуси новый тип театра, уже хорошо распространенный в Европе, ― с перенесением спектаклей из городского центра на природу. Это делал когда-то знаменитый испанец Гарсиа Лорка, а после войны такой же знаменитый француз Жан Вилар. Именно его авиньонские фестивали драматического искусства на открытых подмостках с 1947 года и по сей день пользуются популярностью во всем мире. Театр на открытом воздухе перед древними стенами Папского дворца приобщал к первоначальному типу театра с духом сообщества и прекрасного единства устремлений.
Когда конкретные предложения Валерия Анисенко не получили общественной поддержки, он решил действовать самостоятельно, на свой страх и риск. Рядом с его просторным дачным домом под Минском был заброшенный овраг. Его и присмотрел Валерий Данилович для того, чтобы построить места для зрителей. Внизу ― дощатая сцена. Рядом ― место для костра. Чуть дальше ― небольшой бассейн. Какую пьесу здесь можно сыграть? Конечно же, чеховскую "Чайку", действие которой происходит в сельском поместье, на берегу колдовского озера.
В течение двух лет Анисенко готовил этот проект, вкладывая в него личные сбережения. Личные ― в дачное пространство. Государственные ― на сцене РТБД. С зимы репетиции шли полным ходом. И строительство на дачном участке. Если не получится задуманное, будет просто нормальный театральный спектакль для зрителей. Если получится, то своим примером и на собственном опыте можно будет убедить в целесообразности развивать данную идею, сделать ее заманчивой для туристов, привлечь бизнес для помощи театральной культуре.
Конечно, вкладывать личные средства, чтобы несколько раз показать спектакль немногочисленным театральным фанатам, ― затея безумная. Но благородная. Подобный небольшой опыт у Беларуси уже был. Много лет подряд в дачном поселке Ждановичи проводил музыкальные вечера пианист и педагог Александр Мильто. К нему приходили не только соседи с окрестных улиц поселка, но приезжали музыканты и слушатели из Минска.
Спектакль "Чайка" был принят с огромным восторгом всеми (обратите внимание на цифру) 150 зрителями. Но потом его все-таки пришлось перенести на сцену РТБД, театра, которым руководил Анисенко. Однако идея серьезного театра на свежем воздухе не оставляла его никогда.
Дружба с озером "Байкал"
Анисенко со своим театром очень захотелось посмотреть Сибирь и поехать на гастроли за пределы Урала. Повод возник давно, когда он поставил "Утиную охоту" Александра Вампилова, уроженца Иркутска. Фактически с этого спектакля можно считать историю нашего театра-киноактера. Команда, собранная Анисенко из лучших актеров Минска, работала и играла в помещении Дома кино.
"Утиная охота" не просто пробудила интерес к хорошему драматургу. Огромный успех и восторженные отзывы убедили государство создать новый особый театр для тех, кто постоянно работает на два фронта ― на сцене и в кино. Организацию нового дела взял на себя Анисенко.
Спустя значительное время, работая уже в РТБД, он задумал обмен гастролями Минска и Иркутска. И не просто обмен, а творческое продолжение. Иркутяне тепло приняли белорусские спектакли, коллективу устроили экскурсии на озеро Байкал, показали места рождения и гибели Александра Вампилова. Надо было отплатить за гостеприимство. Иркутский руководитель театра начал ставить спектакли на минской сцене, минский ― на иркутской. Согласитесь, редкий случай в нашей практике. Работать с текстами Вампилова Анисенко продолжил и в других театрах.
Он всегда живет созданием своего театра
Начиная с работы в университетской художественной самодеятельности, пройдя реорганизацию ТЮЗа, короткий и по-своему трагически несправедливый период создания театра-киноактера, закрепившись творчески в РТБД, он возглавил позже театр Коласовский в Витебске, а сейчас не устает руководить театром в Молодечно. При этом всегда отзывался на все интересные предложения, не выпадая из театральной орбиты.
Какими чертами личности должен обладать опытный мастер кроме таланта? Конечно, сильным характером, умением держать дисциплину и увлечь коллектив своими идеями. Еще необходимо продолжать учиться, чтобы незабронзоветь. На всех фестивалях и театральных мероприятиях, на ярких спектаклях других театров Валерий Анисенко не просто зритель. Он работает с кинокамерой, запечатлевает самое интересное, чтобы потом отдать нам то, что сам постиг.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Феномен белорусских Дедюшек: однофамильцы и однодумцы
Жизнь не по протоколу: от "Пинской шляхты" до "Вия"
85 лет с рождения Михася Стрельцова: маленькое воспоминание однокурсницы