К фактору коронавируса добавился логистический коллапс, "усиленный" санкциями против России. В белорусском правительстве рассматривают варианты встраивания ОАО "Интеграл" в технологические цепочки российских производителей полупроводников.
Компоненты компонентной базы
Символичная метаморфоза: из-за ограниченных поставок чипов Sony снизила прогноз по производству консолей игровой приставки PlayStation 5 на нынешний финансовый год. А в России вновь возник спрос на приставки для "древних" 8- и 16-битных игр – скорее всего, реакция на уход из страны Microsoft, Nintendo и Sony. Геймерам во всем мире приходится ограничивать себя – во время войны не до игрушек. Снижаются объемы производства iPhone, других гаджетов и просто бытовых приборов.
Дефицит чипов ударил по мировой отрасли автомобилестроения, он угрожает развитию интернета вещей и телекоммуникационных сетей. Буквально все отрасли промышленности, включая ВПК и Космос, имеют критическую зависимость от микроэлектроники.
С момента появления первого транзистора в 1947 году полупроводниковая промышленность остается бурно развивающейся отраслью, объемом которой превысил $440,4 млрд в 2020 году. Но если для России дефицит чипов – еще один стимул к импортозамещению, то для Запада он означает утрату мировых рынков радиоэлектроники и подрыв технологического доминирования, в котором первую скрипку пока играют США.
Профессор школы бизнеса Мейсона Рам Ганешаниз из США в соавторстве со своей коллегой Тоней Бун в статье, посвященной дефициту чипов, отмечают, что украинские компании "Ингаз" и "Криоин" производят около половины мирового объема неона. А этот газ имеет решающее значение для применения лазеров, используемых в производстве микросхем. Оба предприятия находятся в портовых городах Мариуполе и Одессе и из-за боевых действий прекратили работу.
В свою очередь, Россия производит около трети мирового запаса палладия – редкого металла, используемого в сенсорных чипах и некоторых типах компьютерной памяти. Из-за конфликта на Украине ограничились поставки и неона, и палладия, что привело к росту цен на эти компоненты и ведет к повышению цен на микросхемы.
Этот мир оказался слишком тесным для того, чтобы вести в нем санкционные войны, особенно в высокотехнологичных секторах. Значительным риском для отрасли является как раз то, что три четверти мировых мощностей по производству чипов сосредоточены в Восточной Азии.
От "Байкала" до "Эльбруса"
Согласно прогнозу, наибольшую долю в производстве чипов к 2030 году будут иметь Китай и Тайвань, находясь при этом на высоком уровне потенциала конфликтности во взаимоотношениях, накапливаемом при заинтересованной поддержке США. В качестве наиболее негативного даже рассматривается сценарий ракетных ударов по заводам крупнейшего мирового производителя чипов TSMC на Тайване в ходе гипотетического конфликта. Именно поэтому в ЕС тоже задумались об импортозамещении и локализации производств в более предсказуемых для себя регионах, заявляя о "стратегической автономии".
Значение Китая как производителя чипов в обозримой перспективе будет лишь возрастать, вопрос лишь в уровне технологий, которые он способен освоить в достаточно короткие сроки. Тайвань же, который под давлением США включился в санкционную гонку против России, своими действиями только подстегивает реализацию неблагоприятного для себя сценария. У России тоже есть свои разработки в области полупроводников, но нет достаточной производственно-технологической базы для осуществления полного цикла их выпуска.
В настоящее время в России создают оборудование для производства чипов на уровне топологии 28 нанометров (с прицелом на производство с топологией 5 нм), тогда как львиная доля российских микросхем выпускаются на более высоком уровне минимизации – от 22 нм. Для имитации технологий, которых достигли в TSMC на Тайване, а там достигли уровня в 3 нм и заявили о приближении к 2 нм, нужно время и триллионные инвестиции, которые не под силу отдельно взятой стране.
В ЕС пытаются запустить проект по производству чипов стоимостью $20 млрд, а в Китае заявили о том, что к 2025 году не менее 70% активных чипов в стране должны быть местного производства, тогда как сейчас этот показатель составляет не более 20%. По пути усиления технологического суверенитета движется и Россия, отвечая возникающие внешние вызовы.
Как сообщает CNews со ссылкой на официальные источники в Тайване, компания TSMC полностью прекратила производство и поставки своей продукции в Россию. TSMC выпускает более половины мирового объема чипов.
По данным Forbes, стоимость компании оценивается в $550 млрд, она поставляет продукцию важнейшим игрокам технологической индустрии – Apple, Intel, Qualcomm, AMD и Nvidia и производит до 92% высокотехнологичных чипов. В числе ее российских клиентов – МЦСТ (разработчик процессоров "Эльбрус") и "Байкал электроникс" (разработчик процессоров "Байкал"). Ранее "Байкал электроникс" разместил в TSMC заказ на выпуск потребительских процессоров Baikal-M, а также серверных CPU Baikal-S, первые партии были отгружены в конце прошлого года. Эти высокотехнологичные продукты разрабатывались в качестве замены процессорам Intel и AMD.
Война микросхем
В XXI веке нас ожидают войны не за сырье, а за высокоскоростные микросхемы, при этом все стратегические союзы будут иметь технологическую подоплеку. Теперь российские разработчики ищут альтернативных поставщиков с учетом того, что в мире около десяти фабрик выпускают микросхемы на уровне 22 нм и выше. Заменой могут стать как раз производители из Китая при том, что китайской Huawei тоже запретили размещать свои заказы на фабриках TSMC. Но в этой аббревиатуре из четырех букв закодирована и одна из самых существенных уязвимостей: если энергичным воздействием извне названные фабрики будут остановлены, то в мире начнется производственный коллапс, который больнее всего ударит по Западу.
До 2025 года Китай собирается вложить в отрасль полупроводниковой промышленности $1,4 трлн, и очевидно, что в XXI веке он попытается оспорить мировое лидерство США. Для этого Поднебесной надо развивать foundries – литейное производство, чтобы предоставлять свои мощности на аутсорс.
Не секрет, что многие лидеры рынка полупроводников – это fabless, бесфабричные бизнесы, или в лучшем случае IDM – производители интегрированных устройств. Проще говоря, разделение труда в отрасли строится на том, что одни компании только разрабатывают чипы и технологии в них, другие – литейные заводы – занимаются производством. Причем последних в мире – раз, два и обчелся: TSMC на Тайване, Samsung в Южной Корее.
К ним должен добавиться крепкий китайский производитель, и это жизненная необходимость для тех стран, которые вступили в противоборство с коллективным Западом, в том числе России и Беларуси, залог их технологического суверенитета. На уровне межгосударственных отношений нужны крупные бизнес-инициативы, сопряженные с политическими решениями, по выстраиванию "полупроводниковой" модели разделения труда в рамках БРИКС с опорой на китайского производителя. Это как раз тот случай, когда один в поле не воин.
Исполнительный директор голландской компании ASML, которая производит эксклюзивные литографические машины для печати микрочипов, Питер Веннинк гораздо более категоричен. По его словам, прогноз для отрасли легко удваивается в течение ближайшего десятилетия, а когда речь идет о триллионном бизнесе, то организовывать его базу только в трех странах – Тайване, Корее и Китае несколько глупо. Призывает не хранить яйца в одной – восточноазиатской корзине.
Но для России с Беларусью, кроме Китая, другой альтернативы нет, а с Западом приходится разговаривать на языке силы. Академик РАН Геннадий Онищенко допустил возможность блокировки поставок редкоземельных металлов Тайваню. Тогда производство чипов остановится вообще.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Санкционный гамбит: ЕС начинает и проигрывает
Перецепка на грани разрыва: есть ли выход из логистического тупика в Европе?
Зерновая нестабильность: как голод овладевает мировой политической повесткой