В ходе посвященного глобальному продовольственному кризису заседания Совета безопасности ООН генеральный секретарь организации Антониу Гуттериш призвал вернуть удобрения из Беларуси на мировые рынки. Он заявил, что кризис может ввергнуть 1,7 млрд человек, то есть более одной пятой человечества, в нищету и голод.
Зерна кризиса
Генсек ООН считает, что сегодня нужны быстрые и решительные действия для обеспечения стабильного потока продовольствия и энергетики на открытых рынках. Поэтому необходимо снять ограничения на экспорт удобрений, распределить продовольственные резервы среди тех, кто в них нуждается, и решить проблему роста цен на продукты питания, чтобы избежать голода, который из периферийного кризисного явления превращается в глобальную политическую реальность.
Агентство Bloomberg приводит данные отраслевого отчета о том, что в Бразилии, являющейся крупнейшим в мире производителем сои, сокращение использования калия на 20% может привести к падению урожайности на 14%. В Коста-Рике кофейное сообщество, представляющее около 1200 мелких производителей, предупреждает, что производство кофе упадет на 15% в текущем году, если фермеры сократят на одну треть объем внесения минеральных удобрений. В Западной Африке из-за этого сократится урожай риса и кукурузы тоже на треть, а ведь в этом регионе угроза голода по актуальности находится в одном ряду с угрозой терроризма.
Аналитик Института сельскохозяйственной политики и развития Тегемео в Кении Тимоти Ньяги обращает внимание на то, что цены на удобрения в стране выросли в среднем на 70% по сравнению с прошлым годом. Удобрения, конечно, можно приобрести, но из-за резкого повышения цен они стали недоступными для большинства фермеров, которые понимают, что будущий урожай не возместит эти вложения. Ньяги приводит целый комплекс факторов повышения цен на продовольствие: во-первых, стремительный рост цены на природный газ, который является основным сырьем для производства азотных удобрений, во-вторых, санкции в отношении белорусского производителя калийных удобрений, в-третьих, ограничения, связанные с Covid-19, которые нарушили глобальные цепочки поставок.
Кризис на рынке удобрений побудил Китай, являющийся крупнейшим производителем фосфатов в мире, ограничить экспорт этого продукта, чтобы создать собственные запасы, а это еще больше усугубляет глобальный дефицит. Масла в огонь добавил украинский кризис, из-за которого заблокирована логистика пятой части мирового экспорта удобрений.
Переконфигурация экспорта
Кенийский аналитик делает вывод о том, что индустрия удобрений и механизмы ценообразования в ней разрушены как никогда ранее. Ситуация в некоторых странах Ближнего Востока является яркой иллюстрацией этого вывода. В обзоре CNNBusiness отмечается, что Ливан находится в преддверии хлебного кризиса, а раздираемый войной Йемен на грани "отсутствия продовольственной безопасности". Египет, который в прошлом году импортировал 80% своей пшеницы из России и Украины, ввел государственные ограничения цен на хлеб, чтобы избежать голода.
На днях Глобальная сеть по борьбе с продовольственными кризисами (ГНАФК), представляющая собой международный альянс ООН, ЕС, правительственных и неправительственных организаций представил доклад, согласно которому в 2021 году по меньшей мере 193 млн человек в 53 странах столкнулись с проблемой острого отсутствия продовольствия. По итогам года число страдающих от голода выросло еще на 40 млн человек, превысив рекордные показатели 2020-го. Из этого числа более полумиллиона человек (570 тыс.) оказались, согласно международной классификации, в условиях катастрофического отсутствия продовольственной безопасности. В Йемене, южной части Мадагаскара, Эфиопии и Южном Судане даже потребовалось принять экстренные меры для предотвращения широкомасштабного голода и гибели людей.
В ряду основных факторов возникновения голода в докладе называются вооруженные конфликты, экстремальные погодные условия и экономические потрясения. В Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) бьют тревогу по поводу того, что кризис на Украине превратился в угрозу продовольственной безопасности всего мира. Украина и Россия являются крупнейшими экспортерами ячменя, пшеницы и кукурузы, на их долю приходится более трети от общего объема мирового экспорта зерновых.
В настоящее время на территории Украины, у которой из-за проводимой Россией специальной военной операции заблокированы морские порты, скопилось огромное количество зерна. Частные железнодорожные перевозчики ввиду высокого спроса взвинтили цены, поэтому обсуждается возможность их государственного регулирования. Начался логистический коллапс. У экспортеров продовольствия из Беларуси тоже возникли трудности из-за невозможности экспорта продовольствия через порт Одессы. Белорусская продукция теперь доставляется через Новороссийск и Санкт-Петербург, основные поставки в третьи страны и Китай идут через Владивосток.
Пшеничный вакуум
Член коллегии Евразийской экономической комиссии, министр по промышленности и агропромышленному комплексу Артак Камалян заявил об изменении подхода к продовольственной безопасности в ЕАЭС. По его словам, на фоне кризиса евразийская пятерка переходит к регионализации. Тем временем Казахстан критикует Россию за введенные ограничения на вывоз пшеницы, ржи, меслина (смесь пшеницы и ржи), ячменя и кукурузы, заявляя о нарушении союзного договора. Россия ввела запрет на поставки зерна в государства ЕАЭС с 15 марта по 30 июня за исключением Беларуси. Таким образом пресекается его реэкспорт в третьи страны, который становится выгодным из-за разницы в цене за счет беспошлинной торговли.
Мера эта временная, связанная с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности, она лишь подчеркивает масштаб зерновой нестабильности. Но вопрос не в том, что в мире заканчивается зерно, а в том, какую цену покупатели готовы за него заплатить. Немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten обращает внимание на то, что рост индекса цен на продукты питания является верным индикатором начала массовых беспорядков по всему миру. К примеру, драйвером "арабской весны" в Тунисе стал именно рост цен на пшеницу и как следствие на продукты питания. Общемировая цена пшеницы на фьючерсном рынке взлетела с $458 в мае 2019 года до $1065 в мае 2022-го. При этом главными странами-экспортерами пшеницы в 2020 году были Россия с 17,7% стоимости экспорта на мировом рынке, США и Канада с 14,1% каждая, Франция с 10,1% и Украина с 8%.
По данным отраслевого союза International Grains Council, в нынешнем сезоне 2021-2022 года, который выдался весьма урожайным, резервы крупных экспортеров ЕС, России, США, Канады, Украины, Аргентины, Австралии и Казахстана тем не менее сократятся до 57 млн тонн, что является самым низким показателем за последние девять лет. Этого хватит на то, чтобы покрывать всемирную потребность в пшенице на протяжении 27 дней. А если убрать из расчетов российские и украинские запасы, то и еще меньше.
Темной лошадкой остается Китай, который потенциально может заместить недостающие объемы, амбициозные планы в этом отношении озвучила Индия. Тем временем президент Франции Эммануэль Макрон заявил о возможности введения в стране продуктовых чеков. Что ж, на войне как на войне. Как тут не вспомнить пословицу, родившуюся во времена наполеоновского нашествия: голодный француз и вороне рад.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!