Пресс-центр

Гаспарян: идет третья мировая война – информационная

Такую точку зрения высказал известный российский медиаксперт, начальник отдела Дирекции мультимедийных центров Sputnik в странах ближнего зарубежья и Балтии Армен Гаспарян в формате нового модуля просветительского проекта SputnikPro.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Новый модуль просветительского проекта для журналистов и медиаменеджеров международного информационного агентства и радио Sputnik состоялся рамках "Международной молодежной школы "Евразийская интеграция в условиях нового мирового порядка" под патронажем Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. На площадке мультимедийного пресс-центра Sputnik Беларусь собрались ведущие российские и белорусские эксперты, журналисты, студенты выпускных курсов профильных вузов двух стран.
Онлайн встреча с известным медиаэкпертом Арменом Гаспаряном на тему: "Новые медиа: дезинформация и фейки – опасное оружие современного мира" прошла при полном аншлаге, несмотря выходной день и праздник Пасхи.
Этой встречи в Беларуси ждали давно. По ряду причин она несколько раз откладывалась. Что еще больше вызвало интерес у тех, кто давно, что называется, глаза в глаза хотел задать накопившиеся вопросы и получить на них профессиональный, исчерпывающий ответ.

Фейки мутируют как вирус

Как отметил в своем выступлении спикер, на тему фейков уже сказано немало. Но единого рецепта нет. И собственно не может быть. Фейки, как вирус, они мутируют. И для того, чтобы их купировать, нужно уметь распознавать в информационном поле.
"Что такое раньше вооруженное противостояние – это судьба решается на поле брани. Сейчас мы с вами присутствуем при третьей мировой войне – война информационная. Война в принципе в которой уже нет никаких граней. Нет никаких границ, нравственных порогов. Все стало иначе. Теперь судьба во многом решается в медиасфере", - сказал Гаспарян.
По его словам, оружием в медийной войне стала не информация, которая, по ключевым понятиям журналистики, базируется на фактах. А на фейках, которые вообще не имеют отношения ни к правде, ни к информации как таковой.
"Удивительная эпоха, когда можно вбрасывать не просто ежедневно, не просто ежечасно, а каждые 10 минут информацию, которая не имеет никакого основания под собой. И вокруг этого проистекают сотни, тысячи самых разнообразных сюжетных линий", - отметил Гаспарян.
Армен Гаспарян выступил перед слушателями проекта SputnikPro
В ходе мастер-класса спикер отметил, что волна может накрыть информационное поле там, где этого никто не ожидает. В качестве примера он привел обращение президента Беларуси Александра Лукашенко, который предложил в Воскресение Христово своим соседям жить дружно и беречь мир.
"Проходит минут 15 и все украинские СМИ начинают Лукашенко обвинять в бедах Украины. Остается только развести руками. Причем здесь Лукашенко. Кто как ни киевские власти занимались раскачиванием ситуации", - сказал спикер.
Но зато западные СМИ в топ-новости вывели обращения националистов "Азова" (формирования запрещенного в России – прим. Sputnik).
"Неонацисты, которые далеки от православия, куча есть видео, где они глумятся над православными иконами, есть кадры, где они церкви обстреливают на Донбассе. Так вот эти люди сегодня, не делая ровным счетом никакой паузы, начинают свое очередное воззвание со слов, что это светлый православный праздник. Посмотрите, как это все расходится", - сказал Гаспарян.
И таких примеров, где к формированию информационной повестки западные СМИ подходят более чем избирательно, огромное количество.
"Любая трагедия, которая имела отношение к русским, замалчивалась, ее просто не существовало в медиасфере. Если проанализировать все то, что опубликовано, снято и показано на Западе, то вы с огромным изумлением обнаружите, что до этого якобы вообще ничего не было. Не было семи лет войны на Донбассе. Не было аллеи детей в Донецке. Не было лишения Донецких и Луганских стариков всех социальных пособий. В архивах не найдете таких материалов", - сказал Гаспарян.
Эксперт отметил, что технология фейков и дезинформации на Западе хорошо отработана, спланирована и режиссирована. Скандал, который развернулся вокруг Бучи, - это тоже самое, что и Белые каски в Сирии.
"Нашумевший ролик снимался не в Алеппо, а был нанят специальный ангар в Норвегии на окраине Осло. Где посыпали пол песочком, чтобы он хоть как-то был похож на Сирию. Сняли, запустили ролик в медиасферу. Он там прокрутился 10 часов, про него никто уже не вспоминает. Тоже самое видим в медиапространстве, имеющем отношение к Украине", - пояснил эксперт.
На семинар SputnikPro собрались ведущие российские и белорусские эксперты, журналисты, студенты выпускных курсов профильных вузов двух стран
Главная задача таких постановок показать Россию в образе врага. Сегодня противостоять таким информационным вбросам сложно.

Фейки захватывают соцсети

"Раньше что было – телевидение, радио, газеты. Сейчас сложность состоит в том, что средство массовой информации есть в кармане у каждого – в телефоне. Это СМИ называется соцсети. Огромной популярностью сейчас пользуется Telegram. Посмотрите на сколько переполнена фейками эта медиа площадка", - отметил Гаспарян.
По его словам, при высокой динамичности новостей крайне сложно определить где правда, а где дезинформация. Но уметь отличать черное от белого нужно. В качестве довода эксперт привел еще один пример.
"Видим новость, что Киев требует от России раунд переговоров, чтобы забрать из Мариуполя своих нацистов. На Западе никто не пишет почему переговоры застопорились, по какой причине, какие есть обязательные условия для их возобновления. Это им не нужно, важно создать настроение, выделить в России образ врага", - добавил Гаспарян.
На вопрос – как в нынешней ситуации отличить правдивую новость от дезинформации, Армен Гаспарян поделился профессиональным секретом.
"Чтобы я рекомендовал. Надо конечно вспоминать про критичность мышления. Постараться информацию проверить: на кого ссылаются, кто публикует, насколько вообще это соответствует действительности", - сказал спикер.
Спикер добавил, что в этом плане белорусские СМИ сильно продвинулись с августа 2020 года, когда страну буквально накрыл шквал фейков, что позволило во многом стабилизировать ситуацию. И все же Гаспарян добавил, что и наши противники тоже сделали выводы. А потому не исключены новые еще более мощные атаки. Информационная война еще не закончена.

Что такое SputnikPro

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как медиаменеджеры Sputnik, так и другие известные российские эксперты.
На сессиях обсуждают различные аспекты журналисткой профессии, включая производство мультимедийного контента, работу в социальных сетях, привлечение трафика на новостные ресурсы и многое другое. С марта 2018 года в мастер-классах SputnikPro приняли участие свыше 5000 слушателей из более чем 80 государств.
Sputnik – международное информационное агентство и радио – часть российской медиагруппы "Россия сегодня". Sputnik объединяет интернет-сайты на 32 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира и новостные ленты на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет около 57 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях превышает 22,9 миллиона. Головной офис Sputnik находится в Москве.
Читайте также:
SputnikPro: как получить доход от контента - стратегия монетизации
SputnikPro: три правила успешного Telegram-канала
SputnikPro: Вышинский о связи качественной публицистики и позиции автора