За последние год-два в Беларуси был принят целый пласт законодательства, так или иначе регулирующего вопросы размещения информации в виртуальном пространстве.
Подборку требований белорусского законодательства, о которых надо знать блогеру и обывателю, когда в своем аккаунте он размещает заимствованный у других контент, подготовил корреспондент Sputnik.
Нельзя репостить контент из аккаунтов, признанных экстремистскими
Список аккаунтов и ресурсов, признанных в Беларуси экстремистскими, можно найти на сайте Министерства информации. Репост из них влечет административную ответственность.
А как же с опровержением фейков? Цитировать информацию из признанных экстремистскими источников для ее опровержения можно. Однако при этом указать, что ресурс или страница в социальной сети, информация откуда приводится, признан экстремистским.
Многие блогеры также закрывают на скриншотах логотипы и названия цитируемого источника – это не лишняя предосторожность, с учетом того, что логотипы некоторых ресурсов признаны экстремистскими. При этом упоминать название ресурса все же стоит – для достоверности.
Как опубликовать видео или фото с другими людьми, чтобы ничего не нарушить?
После вступления в силу Закона "О защите персональных данных" об этом задумались многие. Так как изображение человека является персональными данными, многие блогеры, разбирая чужие видеоролики стали "замарывать" на них лица.
Запись голоса – тоже персональные данные, так как по закону персональные данные – это любая информация, по которой можно узнать человека. Размывая лица на видео, но не меняя голос, блогер поступает непоследовательно.
Но есть и хорошая новость: на самом деле, закон замарывания лиц и изменения голоса не требует. Закон в принципе не распространяется на тех, для кого блогерство – это хобби, а не профессия, приносящая доход.
Кроме того, законодательство разрешает распространение персональных данных с согласия того, кому они принадлежат. Для данных, которые распространены ранее их обладателем и находятся в общем доступе, согласие просить не нужно.
То есть, если человек сам в своем открытом аккаунте выложил видео со своим участием, вы спокойно можете его репостить, если это позволяют правила соцсети, где оно размещено автором. То же самое касается и видео, размещенных в средствах массовой информации.
Правда, такой контент придется удалить, если правообладатель об этом попросит, потому что согласие на распространение персональных данных всегда можно отозвать.
Как не нарушить авторское право?
Реальные вопросы по размещению или цитированию чужих видео, текстов, фото могут возникнуть в связи с авторским правом, но оно распространяется только на то, что можно назвать произведением. Например, размещая у себя фильм, вы нарушаете авторское право, а репостя видео, где котик гоняет по ковру мяч, – нет.
При этом использовать в своем ролике фрагмент из фильма, музыку можно, если вы спишитесь по этому вопросу с автором или компанией, которая выкупила у автора права на произведение, и они разрешат вам такое использование.
В решении вопросов с авторским правом большим подспорьем является функционал соцсетей. Например, в Telegram, ВКонтакте есть функция "поделиться". Ее наличие говорит о том, что соглашением о пользовании соцсетью, которое вы и другие пользователи приняли, создавая аккаунт, разрешен такой репост. Чтобы разместить у себе чужой контент, опубликованный в этой соцсети, вам не нужно спрашивать согласие автора.
Возникают вопросы, что делать, если вы хотите поделиться не художественным видео, автор которого вам не известен. Опубликовать такой материал можно, нарушение с вашей стороны будет, только если вы выдадите его за свой. Чтобы не произошло путаницы, напишите под материалом, откуда вы его взяли, и отметьте, что автор вам не известен.
Если вы по ошибке опубликовали авторский контент, не спросив согласия автора или правообладателя, то по его требованию вам нужно будет удалить этот контент.
Есть ли какие-то нюансы при репосте новостей?
Есть новое правило по этому вопросу, появилось оно 25 марта с вступлением в силу Указа "О новостных агрегаторах в глобальной компьютерной сети Интернет".
Те страницы, где выкладывается не менее 50 новостных материалов в сутки в течение 5 суток подряд и количество заимствованных из них более 50 процентов (то есть когда более 50 процентов материалов – репост) считаются новостными агрегаторами.
На владельцев новостных агрегаторов распространяется требование – хранить материалы и сведения об их источнике год. Также они несут ответственность за достоверность размещенной информации. Отвечать не нужно только за достоверность информации, взятой из официальных СМИ (кроме тех, к которым ограничен доступ) и на официальных сайтах, аккаунтах в социальных сетях государственных органов.
А можно просто так репостнуть заметку СМИ?
Если другие правила не указаны на странице того СМИ, которое вы хотите процитировать, то единственное условие, которое вы должны соблюсти при репосте материалов, – это поставить гиперссылку на цитируемый источник. Когда в социальных сетях вы нажимаете кнопку "поделиться", такая ссылка делается автоматически.
В целом правил, которые нужно знать пользователю интернета, стало больше, но это – естественный процесс, и он будет продолжаться. Задача права – установить баланс между интересами всех пользователей интернета. Известный афоризм, об авторстве которого спорят, гласит: "Мое право размахивать кулаком заканчивается там, где начинается твой нос".
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен
Также на Sputnik:
Google исправил ошибку в сервисе при переводе слов "дорогие россияне"
Instagram в России потерял почти половину пользователей
Прокуратура ограничила доступ к одной из групп в соцсети "ВКонтакте"