Утро четверга, 24 февраля, жители Украины помнят в мельчайших подробностях. Проснулось от громких взрывов и все село Деревины (Черниговская область), что сразу возле белорусской границы. С тех пор вся большая семья Елены Халюк, ее четверо детей, спали обутыми и одетыми, готовыми выскочить в любой момент в укрытие. Глава семейства дома с тех пор не был: его военные действия застали в Киеве, куда отправился на работу. Так и остался в украинской столице, не имея возможности выехать. В Беларусь многодетная мать добиралась одна - пешком через пункт пропуска "Комарин".
"Батька есть батька. Дети плачут, спрашивают, где папа. Я не говорю, что происходит. Но они все понимают", – плачет Елена.
А в это время ее старший сын показывает фотографии на телефоне, иногда всхлипывает, вспоминая недавний разговор с папой. И действительно понимает, где сейчас его отец и почему они были вынуждены бежать из своего дома.
"Никто не мог подумать, что такое случится. Дети в первую ночь одевались на ходу: кто левый ботиночек обует, кто правый – и в укрытие. Страху натерпелись. Мимо нас шла военная техника – через наш двор", – рассказывает Елена.
© Sputnik / Виктор Толочко
Продукты на первое время были – все-таки свой огород, картошка, закатки. Но магазины закрыты, ребенок заболел – до района не доехать. Одна, говорит женщина, она, может быть, и осталась бы. Но дети… Ни школы, ни садика, ни врачей. Жить в постоянном страхе больше не могли и через неделю поняли, что надо уезжать. Ближе всего – Беларусь. С четырьмя детьми Елена шла до границы пешком.
"Пока дошли до белорусской границы… Боялись каждую минуту. Это невозможно описать", – говорит женщина.
Дети наперебой рассказывают, какую технику видели около дома и как боялись, пока прятались. Все понимают и честно рассказывают, почему уехали.
"Потому что танки ехали, БТР, машины с пушками. Прятались в погребе у тети Натальи. А с папой созваниваемся нечасто – связи нет", – рассказывают мальчики.
Беженцы из Украины, временно размещенные в санатории "Золотые пески" недалеко от белорусско-украинской границы в Гомельской области
© Sputnik / Виктор Толочко
Единственная дочка в семье Халюк хвастается новыми игрушками и одеждой – все подарили здесь неравнодушные люди. И показывает фотографии, как будто из другой жизни:
"У нас дома были игрушки всякие, шкаф. А вот наш дом, вот папа, а это мы на Новый год. Я была в платье и в короне", – хвастается девочка.
Беженцы из Украины, временно размещенные в санатории "Золотые пески" недалеко от белорусско-украинской границы в Гомельской области
© Sputnik / Виктор Толочко
Почти две недели семья живет в белорусском санатории. Говорят, что встретили их тепло – обогрели, накормили, дали крышу над головой. Елена хочет найти здесь работу, получить вид на жительство, отдать детей в школу и садик – решили остаться.
"Конечно, я хочу работать, где работала – на старом месте, у меня там подруги, с 2014 года доила коров на ферме. Я хочу назад, в свое село, в свой колхоз. Но пока все не восстановится на Украине, мы туда не поедем. Дети – это все, что у меня осталось в жизни. Я за себя не переживаю, я переживаю за свою семью", – говорит Елена Халюк.
Для семьи готовят жилье – впереди новоселье и хлопоты по обустройству. Местные власти уже пообещали ей работу – в белорусской деревне, в 5 километрах от ее дома, который остался по другую сторону границы.
Беженцы из Украины, временно размещенные в санатории "Золотые пески" недалеко от белорусско-украинской границы в Гомельской области
© Sputnik / Виктор Толочко
>>> Больше актуальной информации – в Telegram-канале Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
В поисках безопасности: беженцы из Украины едут в Беларусь – фото
Как работает гуманитарный коридор из Украины в Беларусь - видео
Дорога к спасению: сотни беженцев из Украины идут в Беларусь