В альбомах о Савицком цикл картин "Цифры на сердце" обычно открывается автопортретом "Узник 32825" (1976). Михаил Андреевич изобразил себя на фоне кованых ворот концентрационного лагеря в Бухенвальде как перед входом в ад. На воротах сверху размещена табличка со словами Jedem das Seine ("Каждому свое").
В возрасте двадцати лет Савицкий участвовал в боях за Севастополь. Почти в самом начале войны оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. Был освобожден из концлагеря Дахау американскими войсками 29 апреля 1945 года.
Работы художника Михаила Савицкого в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной Войны, который находился на Октябрьской площади в Минске.
Как говорил Михаил Савицкий, чтобы взволновать человека, нужно самому сжечь душу.
Сам он выжил чудом, пройдя через три самых страшных концентрационных лагеря. И писал правду, которую видел, пережил и замалчивание которой считал предательством.
Художественное образование Савицкий получил уже после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем учился у Дмитрия Мочальского в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, который окончил в 1957 году. Начинал, как и многие в ту пору, с соцреализма, но постепенно перешел к человеческой драме в искусстве.
В 1967 году на Всесоюзной выставке художник представил "Партизанскую мадонну" - вызов политике всеобщего атеизма в СССР. Но вместо осуждения, к художнику пришла всесоюзная слава.
Картина произвела настоящий фурор, и ее сразу же купила Третьяковская галерея. С того момента работы художника стали выставляться в самых известных залах планеты. Излюбленный сюжет художников эпохи Возрождения на холсте Михаила Савицкого пронзает сердце.
Михаила Савицкого называли художником-философом. Своими полотнами, наполненными различными символами, он старался научить зрителя мыслить и чувствовать.
Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал ещё один вариант этой картины, назвав её "Партизанская мадонна (Минская)", но она не смогла затмить успеха той "первой" матери с младенцем.
Значительное место в творчестве Михаила Савицкого занимает картина "Партизаны" (1963). На тот момент он уже был дипломированным специалистом и давно писал полотна о мирной жизни и войне. Сам художник считал, что картину "Партизаны" он написал лучше своих предыдущих произведений.
Именно этой картиной художник заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля".
Из-за картины "Летний театр" возник мировой скандал.
"Летний театр" – так нацисты называли ямы, в которых они сжигали тела убитых. На полотне "адская машина" с горящими фонарями-глазами сгребает тела, и на первом плане видны гитлеровский охранник и узник-прислужник со звездой Давида на одежде. "По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев, - рассказывал художник. - Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своем". Савицкому стали поступать угрозы, общественные организации писали Брежневу, в ООН, ЮНЕСКО, "Нью-Йорк таймс". По предложению Ю. Андропова была организована выставка, но ее закрыли раньше времени. А потом в мастерскую Савицкого приехал Петр Машеров и попросил убрать звезду. Савицкий заменил звезду Давида на знак раввина – сиреневый треугольник с желтой полоской.
У работы "Витебские ворота", посвященной важному эпизоду военной истории, в Минске могла быть печальная история. Савицкий рассказывал в интервью, что полотно не приняли, его даже заклеивали бумагой. Было время, когда картина валялась на полу, кто угодно мог продавить ее ногой, и только когда профессионал из России отвернул ее от стены и сказал: "Это же то, что нам надо", — началась другая история этой картины. Ее отправили в Москву. Художнику заплатили огромные деньги - 80 тысяч рублей (на эту сумму можно было купить десять легковых автомобилей).
Художник Михаил Савицкий, как и писатель Василь Быков, посвятили свое творчество антивоенной теме.
Савицкий считал, что настоящие ужасы Второй Мировой не отражены в искусстве живописи так, как это стоило бы сделать.
"Поле" Савицкого — это монументальная симфония о главном потрясении ХХ столетия: солдаты погибают среди плодородного хлебного поля под черным небом. Одна из самых выдающихся работ художника Михаила Савицкого была написана уже в послевоенное время, в 1973 году.
Василь Быков и Михаил Савицкий в мастерской художника в Минске, 1983 год.
"Хлеб нового урожая". 1979 год.
В живописи Михаила Савицкого, как это было и в его жизни, много смысла, но совсем мало яркости и парадного блеска.
В 1986 году художник приступает к созданию цикла "Черная быль", посвященного аварии на Чернобыльской АЭС.
Михаил Савицкий у своей картины "Чернобыль", 1990 год.
"Старики", 1996 год.
Как и другие художники - экзистенциалисты XX века, Савицкий очень часто обращался к чувству человеческого достоинства, к человеческой подлинности и, главное, к проблеме выбора человека между добром и злом.
В последние годы жизни Савицкий тяжело болел, перенес обширный инсульт. Скончался на 89-м году жизни 8 ноября 2010 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
В художественной галерее Михаила Савицкого в Минске можно увидеть более 1000 экспонатов: живописные произведения, фотографии, документы, награды, личные вещи художника. Отдельную экспозиционную зону занимают реконструкции интерьеров мастерской художника и его рабочего кабинета.