МИНСК, 10 фев – Sputnik. Экономические санкции в отношении Беларуси в 2022 году станут еще жестче, транспортная блокада белорусского экспортного транзита соседней Литвой – только часть большой геополитической игры.
Что стало истинной причиной транспортно-логистического коллапса, и как будут развиваться события, рассказали участники круглого стола в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.
Ведущие политологи и экономические эксперты России и Беларуси высказали мнение, что акция была хорошо просчитана и организована.
Эксперты в пресс-центре Sputnik
© Sputnik
Зачем Литве экономическое самоубийство?
Политический реверанс Литвы удивляет даже ее некоторых союзников по ЕС. Ей понадобился рекордно короткий промежуток времени, чтобы разорвать практически все экономические и кооперационные связи и вступить в политическую конфронтацию с соседними Беларусью, Россией и даже с Китаем.
"Политика, которая проводится в отношении Беларуси, она враждебна по отношению к самой Литве и наносит ей ощутимые убытки", – рассказал аналитик Центра общественно-политических исследований "Русская Балтика" Александр Носович.
При этом, по мнению руководителя Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николая Межевича, дыры в бюджете не стали откровением для правящей верхушки. Еще на этапе принятия решения политическое руководство страны прекрасно понимало, к каким экономическим последствиям это может привести. Выпадение белорусского, китайского и не исключено российского транзита из литовской системы транспортной инфраструктуры будет означать потерю ее рентабельности.
"В принципе, при уходе только белорусских грузов уже началась генерация убытков. Но это только начало. Если взять все смежные и сопутствующие предприятия, то транзитно-транспортный комплекс Литвы дает не менее 17-18% от ВВП", – сказал Межевич.
Серый кардинал Европы?
По мнению экономического эксперта Александра Козлова, попытка экономической блокады Беларуси – это только часть многоходовой политической игры.
"Потери Литвы должны быть кем-то компенсированы. Сомневаюсь, что это будет за счет средств бюджета Литвы. Есть некие доноры, которые обеспечивают вот этот компенсаторный механизм выбывающих доходов. Это согласованные действия, а Литва выступает всего лишь инструментом в этой модели", – сказал он.
В отличие от Польши, которая пошла на открытый конфликт с Брюсселем, Литва более гибка и сдержанна в заявлениях, но еще более прагматична. Выполняя роль некого "рупора" ЕС, страна зарабатывает политические очки в Союзе и получает щедрые гранты и компенсации экономических потерь.
"Главный спонсор всего этого – это, конечно, США. Чем хуже экономическое состояние США, тем глубже противоречия внутри европейского лагеря", – сказал эксперт Института нового общества Андрей Коряковцев.
По мнению экспертов, в ближайшее время изменения риторики коллективного Запада и конкретно Литвы ждать не стоит.
"Нужно понимать, что политика правящей верхушки этой сраны – это нагнетание напряженности в регионе и враждебности с соседями. В первую очередь с Россией и Республикой Беларусь. Исходя из этого никакие структурные серьезные экономические проекты с этой страной в стратегической перспективе невозможны", – отметил Носович.
Где выход?
Как отметил политик, председатель оргкомитета политической партии "Союз" Сергей Лущ, сегодня коллективный Запад оказывает давление не только на Беларусь, но и на ее стратегического партнера – Россию. Двум странам нужно найти общее решение по выходу из непростой ситуации, проработать новые логистические маршруты транзита белорусского экспорта.
"Я думаю, мы вернемся к кооперации, созданию совместных холдингов и предприятий. Развитию тех же портовых мощностей, потому что перебросить весь белорусский транзит на Усть-Лугу Россия сегодня оперативно не сможет даже по мощностям тех насыпных терминалов, которые у нее есть", – сказал Лущ.
По мнению политика, в современной истории РФ было немало эпизодов, когда точки роста создавались именно на фоне проблем. Конфликт с Литвой, равно как и с ЕС, послужит катализатором диверсификации внутренних ресурсов и интеграционных процессов.
"Мы должны смотреть на Союзные программы с практической точки зрения. К примеру, есть решение о реконструкции трассы М1. Это серьезный, привлекательный проект с точки зрения инвестиций. Давно наши эксперты говорят о формировании кластера – это большого треугольника Санкт-Петербург-Минск-Москва, который обеспечил бы достаточную пропускную способность. Это инвестиции в экономику Беларуси и России, увеличение капитализации Союзного государства", – сказал политик.
Заместитель председателя комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Андрей Русакович высказал мнение, что Союзное государство само является серьезным игроком.
"Надо Беларуси и России помимо укрепления собственных экономических возможностей совместных надо активнее переходить к постепенному формированию нового экономического порядка, прежде всего, в большой Евразии, который будет обеспечивать эффективно наши национальные интересы", – отметил Русакович.
Эксперты сошлись во мнении, что сегодня, когда идет реализация 28 Союзных программ, особенно важно решать экономические проблемы, споры, которые могут возникать между субъектами хозяйствования.
"Важно найти компромиссное решение. Потому что альянс "Беларуськалия" и "Уралкалия" – это беспрецедентная монополия на мировом уровне, конкуренцию никто нам составить не сможет. И такое взаимодействие возможно по многим направлениям – промышленность, сельское хозяйство, энергетика. То есть ключевой вопрос сегодня – гармонизация наших экономик", – сказал Лущ.
Также эксперты отметили, что альтернативы литовскому порту Клайпеда не могут стать ни Латвия, ни Эстония, ни Украина, потому что эти страны выполняют ту же геополитическую функцию. Самый перспективный и надежный маршрут – это Российская Федерация.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Санкции против Беларуси: чем все это грозит и когда ждать отмены?
Мезенцев рассказал, как Беларусь и Россия могут ответить Западу на санкции
Нужна ли Беларуси и России единая валюта? – мнение эксперта