Доступ к телу: как работает главная похоронная служба Минска
Как главное похоронное бюро белорусской столицы справляется с заказами во время пандемии, есть ли очередь в минском крематории, и как обстоят дела с местами на городских погостах.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенSputnik адресовал этот вопрос заместителю директора УП "Специализированный комбинат коммунально-бытового обслуживания" Сергею Туру. Отметим, что столичное УП "Спецкомбинат КБО" - главный организатор похорон.
Также узнали, как жителям Минска можно сэкономить на погребениях и почему человека лучше кремировать, чем захоранивать.
Кремация или захоронение?
В Беларуси применяется два традиционных способа погребения человека: захоронение и кремация.
"В 1986 году был открыт минский крематорий. И с того времени объем кремаций постепенно растет. Сегодня в Минске порядка 60% от всех умерших именно кремируют", - рассказывает Сергей Тур.
Единственный в стране крематорий находится рядом с Северным кладбищем недалеко от Новинок. Еще один планируют открыть после 2030 года в Гродно - его строительство заложено в генплане развития города.
По словам Сергея Владимировича, кремация в целом дешевле и проще. Как для заказчиков, так и для исполнителей этой услуги.
"Если захоранивать только в гробу – мы получим с течением времени одни кладбища вокруг города. Поэтому наш крематорий очень нужен. К тому же, есть такая особенность, как нехватка земли вокруг Минска", - отмечает спикер.
Как происходит кремация
В столице, да и в целом по Беларуси, нет никаких проблем с кремацией умерших, как и очереди на эту услугу.
"У нас все четко, в определенное время и в определенную дату привозится умерший. Там организовано прощание в ритуальном зале. Все по заявкам. Бывает в день и под 50 заявок на кремацию, бывает и больше 50. Как-никак, коронавирус. В крематории работает четыре печи, поэтому таких случаев, что тело кремируют спустя долгое время – нету. Все день в день", - уточняет собеседник.
Любопытный факт: тело в печи крематория сгорает дотла в течение примерно 1,5-2 часов. Правда, все зависит от объема человека, веса, размеров гроба. Прах одного усопшего весит около полукилограмма.
Тут же уточняем, можно ли перепутать прах человека после кремации?
"У нас такого еще не было никогда. Когда человека кремируют, то оформляется счет-заказ, и после этого, когда кремация закончена, происходит изъятие останков, и по счет-заказу эти останки укладываются в мешочек, где указаны данные того человека, который был кремирован. После этого все это укладывается в урну. И выдается заказчику", - отметил Тур.
Бывает и так, что урны с прахом после кремации не забирают. Согласно законодательству, невостребованные урны могут находиться в крематории до трех лет, зачастую сроки хранения продлевают в надежде, что прах все-таки заберут родственники.
Но по правилам через три года хранения все урны, которые не похоронят родственники, захораниваются в одну общую могилу.
"Ритуальный туризм"
Оказывается, услуга по кремации усопших популярна не только в Беларуси. Зачастую "груз 200" везут в Минск из некоторых российских городов – того же Калининграда или Смоленска.
"Потому что у них там крематория нет, а в московский везти – очень дорого. У нас же дешевле и быстрее. Хотя для иностранцев кремация обходится несколько дороже, чем для белорусских граждан. Но все же это не какие-то огромные суммы", - говорит представитель УП "Спецкомбинат КБО".
Для белорусских заказчиков кремирование тела обойдется в пределах 140 рублей (около 55 долларов - Sputnik). Но здесь нужно понимать, что еще нужен гроб, ритуальные принадлежности. После нужно купить урну для праха.
"Но все равно это приемлемые суммы", - подчеркивает Сергей Тур.
Согласно закону, пособие на погребение соответствует средней зарплате в стране за позапрошлый, сравнительно с датой смерти, месяц. Средняя зарплата за ноябрь 2021 года составила 1476 рубля (575 долларов).
В принципе, пособия на погребение вполне хватает, чтобы достойно проводить человека в последний путь.
Выбирайте себе гроб
Кстати, минский УП "Спецкомбинат КБО" давно наладил производство собственной ритуальной продукции. Говорят, на любой вкус и кошелек.
"Продукция у нас разной ценовой категории - для любого человека. Конечно, все зависит от финансовых возможностей. Есть и социальный товар, есть и подороже. Бывает, и специальные гробы заказывают: большие, нестандартных размеров", - рассказывает о наименовании товара Сергей Тур.
Оказывается, есть и очень уж дорогие "элитные" гробы – порядка 7 тысяч белорусских рублей, сделанные из красных пород дерева. И выглядят, конечно, соответствующе.
"И такие берут, хоть и нечасто. Мы их из Польши привозим, пока сами не делаем", - отмечает собеседник.
А еще здесь сравнительно недавно наладили производство гробов со стеклом. Все из-за коронавируса.
"Это мы придумали, чтобы поставить стекло. И такие изделия, в принципе, стали востребованными", - отмечает собеседник.
Влияние пандемии
В целом на предприятии не скрывают, что с началом пандемии COVID-19 работы у них прибавилось.
"Несколько мы это ощутили в сентябре-октябре прошлого года, когда пошел пик заболеваемости. Сегодня обстановка стабилизировалось", - рассказывает Сергей Владимирович.
Он отмечает, что ковидных умерших в основном кремируют. Работники при этом принимают все меры санэпидемзащиты.
"У нас люди ходят в защитных костюмах, в масках, перчатках. Даже копатели могил, если захоранивают человека, умершего от последствий коронавируса, работают в спецкостюмах, а в ритуальных залах обязательно проводится санобработка", - добавляет собеседник.
Он говорит, что родственники большинства умерших от COVID-19 относятся с пониманием к дополнительным мерам защиты: прощаются на расстоянии, гроб просят открыть ненадолго. Некоторые хоронят в закрытом гробу.
Мест на кладбище нет?
А как же обстоят дела с местами на кладбище? Недавно губернатор столичной области обращался к главе государства с просьбой решить вопрос с нехваткой территорий для погостов в Минском районе? Ходит молва, что и на минских кладбищах "не протолкнуться".
Сергей Тур отмечает, что в столице действующими на сегодня считаются практически все кладбища.
"Нет такого понятия, как частично действующие или ограниченно действующие. Да, есть кладбища закрытые – "Военное", "Козыревское" и "Крупцы". Но даже туда мы производим подхоранивание с помощью урны после кремации. А так все кладбища действующие и там можно производить захоронения. По нынешнему законодательству, через двадцать лет разрешено погребение гроб на гроб ", - сообщает заместитель директора по главы УП "Спецкомбинат КБО".
Долгое время одним из основных в Минске было кладбище "Западное". Оно открыто с 2003 года. Новое кладбище – "Лесное". Там стали хоронить в 2021 году. И пока доступна для погребения там только первая очередь некрополя.
"С марта этого года начинается строительство второй и третей очереди этого кладбища. Сейчас территория погоста составляет 27,4 гектара. А со временем, когда будет введена вторая и третья очередь, площадь всего погоста будет составлять почти 140 гектаров. Поэтому участков и мест для захоронения будет достаточно. Кроме того, там будут возведены дополнительно колумбарии вдобавок к тем, что уже есть", - уточняет собеседник.
Собственно, нет проблем с захоронениями в Минске иногородних. По ст. 35 Закона о погребении и похоронном деле допускаются похороны людей, не живших в столице, на минских кладбищах. Это можно сделать, если в городе проживают родственники покойного. Точно так же жителя Минска могут захоронить на любом другом кладбище страны, если в той местности проживают его родственники.
"Сакральный обряд"
Если говорить о прощаниях с умершим, то для белорусов это по-прежнему "сакральный обряд". Это "последнее прости", которое в большинстве своем хотят сказать достойно. Хотя на дому уже почти никто не прощается.
"Сейчас такая традиция отходит. Люди стараются прощаться в ритуальных залах. У нас имеется два таких зала на Ольшевского, также три прощальных зала в минском крематории. И люди правильно все делают, что не возят умершего домой. Это дополнительные неудобства. Кроме того, у нас есть патологоанатом, который проводит бальзамирование тела по желанию родственников. То есть человека приводят в хорошее состояние, чтобы с ним можно было попрощаться", - говорит собеседник.
Шуткам есть место
Кстати, на УП "Специализированный комбинат коммунально- бытового обслуживания" работает порядка 500 человек. И хотя многие думают, что в ритуальном деле только грустные люди, все не так печально.
"У нас есть и место юмору. Многие работают по 25-30 лет, они почти всю трудовую жизнь трудятся у нас, втянулись. Их дети потом даже приходят работать. Хотя кто-то надолго не задерживается. Приходят, к примеру, водителями катафалка. Посмотрят и говорят, что им эмоционально тяжело, уходят. Относимся к этому с пониманием", - отметил заместитель директора УП "Спецкомбинат коммунально-бытового обслуживания"
Сам он пришел в сферу ритуальных услуг в 2007 году по приглашению своего знакомого, который работал на предприятии. Говорит, поначалу было непривычно, ведь сфера очень специфическая.
"А потом посмотрел, что это больше работа с живыми людьми. И я вот 15 лет уже работаю на этом предприятии. Человек ко всему привыкает", - резюмирует он.