Калийный синдром: зачем Литва настойчиво бросается под санкционный поезд?

Законопроект о применении к Беларуси новых санкций, который под предлогом обеспечения национальной безопасности продвигает литовское министерство транспорта и коммуникаций, больше похож на диагноз мании величия – хорошо хоть до объявления войны не дошло.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Литовским чиновникам невдомек, что их страна является участником ряда международных соглашений, предполагающих обязательства по невмешательству в транзитные сделки. Ведь государства, не имеющие выхода к морю, такие как Беларусь, должны получать доступ к транзиту собственных товаров "даже в условиях чрезвычайных ситуаций и военных действий".

Ландсбергис прощается, но не уходит

Примеряя по очереди треуголку Наполеона, члены литовского правительства всерьез верят в свою миссию по спасению Европы, но, похоже, ее надо спасать от них самих. На фоне антибелорусской истерии в Литве лишь ее президент Науседа создает впечатление здравомыслящего человека, который хотя бы печется об интересах своей страны. Но все его доводы из разряда "ребята, давайте жить дружно" неизменно тонут в надрывном хоре проамериканского подобострастия. Голос здравого смысла раздается и из уст отдельных депутатов Сейма, которые призывают не прекращать транзит "Беларуськалия". Похоже, белорусские удобрения попали на благодатную почву, из которой явственно прорастают всходы политического кризиса в Литве.
Сыр-бор разгорелся из-за того, что "Литовские железные дороги" (ЛЖД) торпедировали исполнение вступивших в силу 8 декабря американских санкций. Согласно заявлению ЛЖД, грузы "Беларуськалия" будут проходить через Литву как минимум до января, а может и дольше, поскольку по договору с Lietuvos gelezinkelia белорусская сторона заранее рассчиталась за их провоз. Это привело к тому, что министры иностранных дел, а также транспорта и коммуникаций Литвы Ландсбергис и Скуодис синхронно подали заявления об отставке. Но премьер-министр Шимоните, оставила правительство работать в прежнем составе. И только гендиректор ЛЖД Мантас Бартушка в январе покидает свой пост по соглашению сторон, в этом конфликте он стал жертвенной фигурой, чему возмутился президент Науседа. Дескать, виновные в политическом кризисе министры остались при своих портфелях, а воз, в смысле транзит, и ныне там. При этом, как водится, обвинили "стрелочника".
На замечание президента Науседы о том, что не стоило бы правительству столь открыто практиковать двойные стандарты, премьер-министр Шимоните устроила ему скандал. В итоге случился международный конфуз: если англичане уходят, не прощаясь, то Лансдбергис напротив – прощается, но не уходит.

Новые неудержимые

Поражает настойчивость, с которой литовские чиновники стремятся нанести ущерб своей стране. Такое ощущение, что они вовсе не литовские, а представляют собой некую колониальную администрацию. Именно 8 декабря, в день вступления в силу американских санкций против Беларуси, в правительственную комиссию по проверке сделок стратегических предприятий обратился министр транспорта Марюс Скуодис с просьбой оценить соответствие договора ЛЖД с "Беларуськалием" национальным интересам Литвы.
Вердикт комиссии не заставил себя долго ждать и отнюдь не удивил: договор и дополнения к нему представляют угрозу национальной безопасности. Но окончательное решение все равно будет принимать правительство, которое не скрывает, что солидаризируется с Соединенными Штатами в деле нанесения экономического ущерба собственной стране. Как бы ни старались литовские власти делать хорошую мину при плохой игре, Литве самой придется платить за американские санкции против Беларуси.
Представитель ЛЖД Мантас Дубаускас заявил, что, исходя из полученных разъяснений от Казначейства США, разорвать контракт на транзит санкционных удобрений без выплаты неустойки под предлогом санкций не получится. Но самое интересное в этих разъяснениях другое. Управление по контролю иностранных активов Казначейства (OFAC) пояснило, что государственный железнодорожный перевозчик Lietuvos gelezinkeliai может не выполнять санкции против "Беларуськалия", поскольку они являются недостаточным основанием для аннулирования уже заключенной сделки. Но представители литовского правительства не унимаются и настойчиво бросаются под санкционный поезд, заявляя, что будут искать другой способ выхода из нее.
По словам попавшего в опалу гендиректора ЛЖД Мантаса Бартушки, если "Беларуськалий" обратится в международный суд с исками, то литовских железнодорожников ожидает банкротство даже в случае лишь частичного их удовлетворения. В свою очередь депутат Сейма Гинтаутас Палуцкас советует правительству Литвы использовать все возможности, чтобы не упускать выгоды от белорусского транзита. Ведь только железнодорожная годовая выручка от него составляет сто миллионов евро. Всего транспорт, транзит и логистика дают 9-12% ВВП Литвы, и примерно треть этого объема создается благодаря Беларуси, которая к тому же может ввести ответные санкции, и тогда убытки Литвы увеличатся. Одержимость представителей литовской верхушки оказалась столь неудержимой, что едва не был уволен со своего поста гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас. Правление компании его отстояло, но сотрудников порта массово увольняют.

За "музыку" платит тот, кто ее исполняет

Говорят, кто платит, тот и заказывает музыку, но в случае с Литвой эта формула не работает, потому что заказчик в ее случае заставляет платить за "музыку" самого исполнителя. Так работает англосаксонское "право" – исполнитель санкций сам становится их жертвой. Американобоязнь и подобострастие – основные симптомы калийного синдрома, в хронической форме поразившего представителей литовской элиты. Они пафосно вещают о верховенстве права, но в итоге сами его нарушают, и оказывается, что громче всех "Держи вора!" кричит сам вор.
Фабула дела заключается в том, что договор между ЛЖД и "Беларуськалием" был подписан весной 2018 года и действует до конца 2023-го. Он предполагает перевалку через Литву и Клайпедский порт около 11 млн тонн белорусских удобрений. 2 декабря Минфин США внес в санкционный список "Белорусскую калийную компанию" (БКК), являющуюся трейдером "Беларуськалия", и ее дочернее предприятие ООО "Агророзквит". Лицензия OFAC на осуществление сделок с этими компаниями действует до 1 апреля 2022 года.
Владелец терминала Biriu kroviniu terminalas (BKT) в Клайпеде Игорь Удовицкий объяснил "на пальцах", почему политическая возня вокруг калийного транзита юридически ничтожна. Рассуждая в своем Facebook о сложившейся ситуации, он пишет о том, что США и Евросоюз как и Литва ратифицировали фундаментальные международные соглашения, защищающие транзит, то есть само предположение о том, что европейские или американские санкции как-то влияют на транзит, является необоснованным.
Если по какой-то необъяснимой причине Литва все же будет воздействовать на транзит белорусских калийных удобрений, то это станет катастрофой для Литвы. Только иск БКТ от потери контракта превысит один млрд евро! Иски "Беларуськалия" также будут исчисляться миллиардами. И конечно, будут десятки исков из многих стран от компаний, купивших калий, но не получивших его. Ну, и самое, по его мнению, "забавное": "Через Литву идет транзит белорусского калия в США, да-да, американским компаниям – продукт, купленный за американские доллары. Потому что это абсолютно законно. Наши политики хотят нанести ущерб и американским компаниям тоже?" – резюмирует Удовицкий.
Этот вопрос можно сформулировать и несколько по-иному: владеют ли в правительстве Литвы элементарной арифметикой, чтобы посчитать убытки для своей страны, или его чиновники поголовно прогуливали уроки в школе? Правда, после того как на днях были обнародованы данные о том, что в середине октября заместитель министра иностранных дел Литвы Эгидиюс Мейлунас дважды встречался с представителями подсанкционной БКК, премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните несколько смягчила антибелорусскую риторику – проблеск здравого смысла. Может, вспомнила арифметику?
МИД Литвы пообещал решить вопрос по "Беларуськалию" до 31 января