Корреспонденты Sputnik узнали, как к выпуску белорусской вакцины от COVID-19 готовится "БелВитунифарм", где ранее производили только препараты для животных.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 1 апреля подписал распоряжение о создании белоруской вакцины от коронавируса.
Здание предприятия "БелВитунифарм"
© Sputnik / Виктор Толочко
По планам, 2021 год – этап научно-исследовательских работ по созданию прототипа отечественного препарата. А уже в следующем году должны появиться первые опытно-промышленные партии, которые отправятся на доклинические и клинические испытания. Площадку выбрали – "БелВитунифарм" под Витебском. Предприятие специализируется на производстве ветеринарных препаратов, что вызвало неоднозначную реакцию. И тут будущий производитель полон решимости объяснить, почему это никого не должно пугать и чем будут отличаться площадки для разных вакцин – "человеческой" и тех, что для ветеринарии.
"БелВитунифарм"
© Sputnik / Виктор Толочко
От "вакцины в пробирке" – на производство
Беларусь ранее не разрабатывала и не производила у себя вакцинные препараты, но с одной оговоркой – в ветеринарии опыт есть и достаточно серьезный. Предприятию "БелВитунифарм" – более 90 лет, вакцины здесь выпускают семь десятилетий.
Началось все с основания Витебской противочумной биофабрики в 1930 году. Постепенно осваивалось производство гипериммунных сывороток, в 1950-х начали выпускать бактериальные вакцины. К концу 2010 года закончилась реконструкция предприятия, с чего и началось производство вакцин противовирусных.
"Мы занимаемся полным циклом производства таких препаратов: сами изготавливаем питательные среды, накапливаем клеточную культуру, культивируем вирус, инактивируем, составляем препарат, фасуем и производим контроль в собственной аккредитованной лаборатории", – рассказывает заместитель гендиректора по производству Дмитрий Кулешов.
Дмитрий Кулешов
© Sputnik / Виктор Толочко
Но одно дело производить вакцину для животных и совсем другое – препарат для людей. Уместно ли здесь проводить аналогии? Специалист объясняет – несомненно.
Во-первых, сейчас в Беларуси нет другого такого предприятия, которое бы выпускало иммунобиологические препараты. Во-вторых, есть опыт работы с вирусными вакцинами: по сути, процесс такой же, меняется только сам вирус и некоторые другие составляющие вакцины. Само собой, усиливаются требования к безопасности и контролю. В целом же, вся технология производства идентична.
На предприятии строгий контроль за системой безопасности
© Sputnik / Виктор Толочко
К тому же, новое производство вакцин для людей абсолютно никак не будет связано с ветеринарным. Это отдельный цех, другое оборудование, иные специалисты. Даже под опытно-промышленную партию вакцины здесь строят особый участок, а через два года для белорусской вакцины по соседству возведут абсолютно новый корпус.
Как только первые участники всей цепочки разработки отечественной вакцины от коронавируса – НАН Беларуси и РНПЦ эпидемиологии и микробиологии – закончат работы на своем этапе, начнется трансфер технологии производства из лаборатории на опытно-промышленный участок.
Бешенство, коронавирус и другие инфекции
Сейчас на предприятии выпускают более 150 наименований ветеринарных препаратов, из которых около 20 – вирусные вакцины. Брендовым продуктом являются гипериммунные сыворотки: на постсоветском пространстве осталось лишь два производства, которые могут выпускать такие препараты. Чем они отличаются от вакцины? По сути, это готовые антитела к определенным инфекциям, выработанные организмом другого животного. Сыворотки дают лечебный эффект уже через несколько часов после введения препарата.
Производство максимально стерильное: число сотрудников здесь ограничено
© Sputnik / Виктор Толочко
Сейчас на "БелВитунифарм", к слову, уже выпускают вакцины от коронавируса, но не от SARS-CoV-2, а от короновирусной инфекции крупного рогатого скота, циркулирующий в популяции животных. Это поливалентная вакцина, в которую входят и штаммы от других инфекций вирусного происхождения. Технология ее производства сходна с той же, которая применяется и для вакцин для людей.
Чем "кормить" вирусы и бактерии?
Вирус нарабатывается в биоферментерах – своеобразных резервуарах, где созданы идеальные условия для размножения и роста клеток. В одном из таких сейчас как раз растет линия клеток, которая скоро пойдет на "питание" для вируса бешенства. Когда достигается определенная концентрация, вносится сам вирус. Сюда же добавится питательная среда, будет задана нужная температура, рН (концентрация ионов водорода) и другие показатели, что создаст оптимальные условия для культивирования.
В больших реакторах "собираются" вакцины
© Sputnik / Виктор Толочко
Такие питательные клетки растут 72 часа, затем их заражают вирусом бешенства, после чего культивируют еще 48 часов, чтобы повысить концентрацию. К примеру, сейчас "готовится" 15 литров такой "смеси" – примерно 15 тысяч доз вакцины в будущем.
Следующий этап – инактивация, когда под действием реагентов вирус умерщвляют, а точнее, лишают возможности к размножению. Так он становится неопасным для живого организма. Инактивация вируса происходит за 24 часа, при температуре 37 градусов.
Реакторный зал цеха
© Sputnik / Виктор Толочко
В реакторном зале цеха по производству бактериальных вакцин, где "бурлят" бактерии, – как раз такое же "вредное" производство. Сейчас в нем "составляются" бактериальные вакцины. Сначала в реакторы перекачивается подготовленные бактерии, затем добавляется стерильный адъювант (вещество, которое "усиливает" вакцину). Под каждую вакцину – свой реактор. Дальше происходит – фасовка препарата во флаконы с последующим контролем.
Как вирус превращается в вакцину
По каким параметрам можно определить, насколько хорошим получился выращенный в лаборатории вирус? Все это – работа вирусолога. Сначала он оценивает качество и морфологию "чистых" от вируса клеток, затем и зараженных. Контролируют и активность вируса после инактивации: подсаживают на клетки, если начинается их гибель – вирус по каким-то причинам остался "живым". Есть и другие этапы контроля качества на протяжении всего производства: постоянно проверяется стерильность, иммуногенность, рН и множество других показателей.
Термальная комната: так необычно выглядит вирус бешенства в питательной среде
© Sputnik / Виктор Толочко
Сейчас в термальной комнате на стеллажах в больших бутылках с красно-розоватой жидкостью "зреет" вирус, оказалось – так завораживающе выглядит тот самый вирус бешенства в своей питательной среде.
Но если мы, к примеру, хотим отобрать только коронавирус, как среди количества патогенов, которые неизбежно есть в образце материала, выделить в вакцину только нужный нам COVID-19? А вот для этого и требуется совместная работа с учеными. Это кропотливый труд по выделению чистого вируса из полученных образцов, затем – адаптирование его к использованию в промышленном производстве.
Исследование материала
© Sputnik / Виктор Толочко
Вирус не проскочит
Безопасность как самих сотрудников, так и готового продукта – самый главный критерий на подобного рода предприятиях. Наиболее высокий класс опасности здесь у вирусного и бактериального производства, где идет работа с живыми культурами.
Попасть в такое производство посторонним людям нельзя. Да и в целом в рабочих помещениях настолько "стерильные" условия, что лишних сотрудников здесь тоже быть не может. Поэтому весь процесс автоматизированный, специалисты лишь контролирует работу оборудования, минимально находясь в "стерильных" цехах.
На предприятии заверяют, что вирус за пределы цеха "не проскочит"
© Sputnik / Виктор Толочко
В одном реакторе бурлят будущие вакцины от сальмонеллеза, по соседству – пастереллеза, вокруг – еще несколько будущих вакцин. И при этом в самом цеху полная стерильность и отсутствие каких-либо вирусов и бактерий.
"Возможно ли утечка? Нет. Система защиты здесь серьезная. Специалисты понимают, о чем речь: фактически такие опасные производства, "грязные" зоны становятся самыми безопасными для сотрудников из-за строгих мер безопасности", – успокаивает Кулешов.
По сути, все цеха – это здания в здании. По периметру идут обычные коридоры. К центру – пространство шлюзов – барьер, который разграничивает условно "грязные" и "чистые" зоны. Перепады давления (в чистой зоне оно выше, чем снаружи), система обеззараживания, постоянный контроль удельных частиц в воздухе и анализ смывов с одежды персонала – наружу не проскочит ни одна опасная бактерия.
В реакторном зале "БелВитунифарм"
© Sputnik / Виктор Толочко
Не боятся ли такого "биологического оружия" по соседству местные жители? Сотрудники говорят, что на производстве как раз местные и работают, причем не одно поколение. Привлекает зарплата, соцпакет, даже молоко "за вредность" дают. Что касается безопасности, здесь кочует расхожая шутка о том, что с производства люди выходят самыми чистыми в округе – полностью обеззараженными.
Новое производство и большие планы
Сейчас на "БелВитунифарме" в самом разгаре строительные работы, подводят коммуникации, закупают оборудование для первых опытно-промышленных партий. Ориентировочно, ко второму полугодию 2022 года первая белорусская вакцина от коронавируса уже выйдет из нового участка.
Объем такой валидационной серии – пока только 50 тысяч доз. Все это отправится на доклинические и клинические испытания. Параллельно в следующем году начнется стройка нового корпуса – только для "человеческих" вакцин. Площадка уже подготовлена.
Производственные мощности в ближайшем времени расширят
© Sputnik / Виктор Толочко
"Основная задача сейчас – трансфер технологий. Лабораторные решения, которые применялись в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии будут апробированы у нас на опытно-промышленном участке, для этого закупается новое производственное оборудование. В новом корпусе потребуется масштабирование выбранных технологических решений, что позволит производить вакцины в объемах, позволяющих удовлетворить внутренней рынок и рынок ближнего зарубежья. Финансирование уже выделено", – говорит Кулешов.
Стройка нового цеха в самом разгаре
© Sputnik / Виктор Толочко
По подсчетам, чтобы обеспечить свой рынок вакциной от коронавируса, в среднем будет необходимо выпускать не менее 10 млн доз к эпидсезону. На предприятии уверены, что с такими объемами справятся. А если же коронавирус изменится или каким-то чудом исчезнет, производство легко перенастроится под выпуск других вакцин, заверили специалисты.