На этом фоне Нацбанк объявил о переходе к политике таргетирования инфляции. Аналитики ЕАБР прогнозируют инфляцию в Беларуси в пределах 7,4% на следующий год, а курс белорусского рубля к доллару в базовом сценарии на уровне 2,65, отмечает колумнист Sputnik Николай Левчук.
Как управлять инфляционными ожиданиями?
Если понимать экономику как науку о поведении людей в условиях изменяющейся ценовой конъюнктуры, то таргетирование инфляции – это управление инфляционными ожиданиями. В денежно-кредитной политике Республики Беларусь продолжительное время использовалась стратегия таргетирования обменного курса, которая регулярно давала сбои, но с 2015 года такая политика реализуется в режиме монетарного таргетирования, связанного с контролем динамики денежной массы. Теперь настало время инфляционного таргетирования.
По сути – это применение общегосударственных публичных мер доверия, когда объявляются долгосрочные пределы инфляции, а курс рубля в случае непредвиденных резких колебаний поддерживается за счет золотовалютных резервов, не позволяя покупательной и ценовой стабильности национальной валюты пойти вразнос. Такой подход должен способствовать формированию устойчивых инфляционных ожиданий, проще говоря – предупреждать массовый штурм обменных пунктов. На сегодняшний день обеспечение стабильности курса национальной валюты – лучшее, что может сделать Нацбанк для поддержки устойчивого роста экономики. От этого пляшут процентные ставки и доступность кредитования реального сектора.
По словам начальника управления исследований и стратегического развития Нацбанка Натальи Мирончик, часть необходимых условий для перехода к инфляционному таргетированию уже создана. Во-первых, обеспечено законодательное закрепление ценовой стабильности в качестве основной цели деятельности Нацбанка. Во-вторых, повышена значимость процентного канала трансмиссионного механизма и улучшен механизм управления ликвидностью банковской системы. В-третьих, осуществлен переход на плавающий режим обменного курса.
В целом, усовершенствована коммуникационная политика Нацбанка, а за последние годы принят комплекс мер по дедолларизации экономики. Наталья Мирончик называет задачи, которые еще предстоит решить. Это – утверждение главой государства целей по инфляции на три года, а не год, предоставление регулятору права делать свои собственные макроэкономические прогнозы.
Стоп-сигнал для зайца
В самом Нацбанке признают, что таргетирование обменного курса в Беларуси подтвердило невозможность эффективного использования данной стратегии продолжительное время. Как показал опыт, опора на прогноз курса рубля с точки зрения сдерживания инфляционных ожиданий, напоминает стоп-сигнал для зайца.
Применение в свое время данного режима привело к снижению доверия экономических агентов к белорусскому рублю и денежно-кредитной политике в целом, повышению уровня долларизации экономики, высокому уровню инфляционно-девальвационных ожиданий. Кроме того, сократились сроки размещения населением рублевых вкладов в банках на фоне высоких реальных процентных ставок, снизился уровень золотовалютных резервов на фоне роста государственного долга.
Валютный кризис 2015 года в стране заставил власти по-новому взглянуть на вещи, ввести режим монетарного таргетирования, когда Национальный банк, исходя из целевого показателя инфляции, определяет целевой темп роста денежного агрегата – всех наличных и безналичных средств, имеющихся на балансе государства. Иными словами, это означает дозированное и строго обусловленное включение печатного станка. При монетарном таргетировании сохраняется устойчивая связь между денежными агрегатами и инфляцией, устанавливается прогнозируемая трансмиссия между эмиссией и денежной массой.
При достижении инфляцией однозначных значений монетарное таргетирование теряет смысл, поскольку уровень инфляции начинает сильно зависеть от инфляционных ожиданий. При этом колебания денежного предложения могут вызывать нежелательные изменения в динамике краткосрочных процентных ставок при отсутствии какого-либо шока в экономике. При должном уровне дедолларизации процентный канал начинает заметно воздействовать на финансовый рынок. В итоге основным инструментом монетарной политики становится процентная ставка, а основным объектом воздействия – инфляционные ожидания населения. Это и есть политика таргетирования инфляции.
Как отмечает Наталья Мирончик, среди преимуществ такой политики – обеспечение ценовой стабильности и стабилизации долгосрочного роста ВВП. На стратегическом уровне взаимовлияние инфляционного таргетирования и макроэкономической ситуации основывается на принятии решений об изменении ставки рефинансирования, которая, кстати, была повышена Нацбанком в этом году с 7,75% до 9,25%.
В итоге изменение ставки рефинансирования предопределяет инфляционные ожидания и ставку межбанковского кредитования, а она в свою очередь определяет ставки на кредитно-депозитном рынке и влияет на инфляцию. Круг замыкается.
Оптимистический прогноз
В макроэкономическом прогнозе Евразийского банка развития на 2022 год инфляция в Республике Беларусь прогнозируется в размере 7,4% – после 10% в 2021-м, а на конец 2023 года она может составить 5,5%.
С декабря прошлого года рост потребительских цен ускорился на 3,1 п.п. до 10,5% (здесь и далее по отношению к прошлому году), в октябре зафиксирован максимум с 2016 года. Снижение урожая зерна и овощей и возросшие мировые цены на продовольствие оказывают давление на продовольственную инфляцию в Беларуси – продукты питания в октябре подорожали на 12,1%. Темпы изменения стоимости продуктов питания, скорее всего, останутся повышенными в ближайшие месяцы.
Рост цен на непродовольственные товары, в свою очередь, в последние месяцы замедлился – до 10% в октябре с пика 11,6% в июне-июле. Замедление может быть связано с тем, что вклад в инфляцию со стороны курсового фактора уменьшился в условиях укрепления белорусского рубля. В то же время аналитики ЕАБР подчеркивают, что влияние укрепления национальной валюты на потребительские цены будет ограниченным в условиях повышенных инфляционных ожиданий населения и предприятий. Они считают, что в конце этого года сохранится давление на инфляцию в Беларуси со стороны глобальных задержек поставок и ускорения роста цен в России. Рост ВВП Беларуси по итогам года прогнозируется ими в размере 2,1%.
Рост белорусской экономики в базовом сценарии прогнозируется ЕАБР в 2022 году в размере 0,7%. Импульс со стороны внешнего спроса, по их мнению, ослабеет, так как рост ВВП стран – ключевых торговых партнеров страны замедлится после прохождения активной фазы восстановления. В будущем году сохранится поддержка для белорусского экспорта со стороны высоких цен на сырье, однако в базовом сценарии ожидается ее постепенное ослабление по мере нормализации мирового спроса.
Этому могут способствовать постепенная нормализация производственно-логистических цепочек в мире, предполагаемая в базовом сценарии стабилизация цен на сырьевых рынках, а также прогнозируемое аналитиками ЕАБР замедление инфляции в России в 2022 году до 4,9%. Сдержанная динамика внутреннего спроса будет ограничивать развитие инфляционных процессов в Беларуси. Инфляционные ожидания населения и бизнеса в среднесрочной перспективе могут сохраняться на высоком уровне из-за неопределенности последствий санкций и рисков значимого ослабления белорусского рубля.
Вместе с тем, очевидно, что санкции не сумели нанести существенного ущерба белорусской экономике, лишь стимулировали ее переформатирование по ряду направлений. Отсюда и реальность оптимистического сценария. Реализуемая Нацбанком политика таргетирования инфляции является определенной прививкой от резких колебаний курса белорусского рубля.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции