МИНСК, 11 ноября - Sputnik. Большинство жалоб в системе ЖКХ поступает на затянутые сроки и некачественный капремонт жилых домов, сообщила заместитель начальника главного управления контроля по г. Минску – начальник управления контроля строительства и ЖКХ Комитета государственного контроля Республики Беларусь Вера Мацулевич.
Специалист рассказала, что проводимые интернет-опросы и "горячие линии", а также мониторинг обращений граждан являются дополнительным источником информации, позволяющей выяснить реальное положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Большинство нареканий поступает по поводу затягивания сроков ремонта и некачественно выполненной работы.
Вера Мацулевич привела в пример случай, когда в ходе обследования дома выяснилось, что не работает система отопления и заказчик "забыл" об обещаниях исправить ситуацию в ходе ремонта. Вмешательство КГК помогло решить вопрос, более того, после проверки оказалось, что необходимо было также утеплить стены.
По словам представителя КГК, проблемы могут начинаться еще на стадии проектирования и экспертизы проектной документации. В частности, обследование не было обязательным условием при экспертизе. Госконтроль предложил поправки в законодательство, и сейчас к оценке зданий относятся более добросовестно.
Выступающая пояснила, что по обращениям граждан Госконтроль направляет соответствующие письма в Мингорисполком и ответственные службы, а если ситуация не меняется, то инспекторы подключают подразделения ЖКХ, сами выезжают на место, встречаются с людьми и добиваются устранения недостатков.
Специалист отметила, что два года назад ведомство столкнулось с валом обращений по поводу капремонта домов. Тогда провели интернет-опрос, и удовлетворенных капремонтом фактически не было. Также люди были недовольны реакцией местных властей на их жалобы. По прошествии двух лет, говорят инспекторы, количество нареканий стало гораздо меньше.
Что касается обращений в контакт-центр 115, по словам представителя КГК, Мингорисполком ввел практику отчетов по заявкам: оценивается число поступивших, реализованных и остающихся в процессе, принимаются необходимые меры.
Специалисты констатируют, что количество обращений на номер 115 за 9 месяцев 2021 года остается на уровне такого же прошлогоднего периода. При этом наблюдается рост запросов на портал 115.бел.
Вера Мацулевич обратила внимание, что Госконтроль снова инициировал интернет-опрос и проверку для анализа текущей ситуации. В частности, поступают жалобы на длительное отключение газа из-за капремонта, который может затягиваться, а также на наличие сырости в квартирах и разного рода дефектов.
Как остановить рост цен?
Начальник управления контроля потребительского рынка, сферы услуг и за оборотом подакцизных товаров Комитета госконтроля Елена Масурновская отметила рост цен у производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Она рассказала, что инспекторы просят искать возможности для снижения себестоимости выращиваемых овощей, что соответственно, скажется и на отпускных ценах для магазинов.
Также, по словам эксперта, на ситуацию внутри страны влияет рост мировых цен, в частности, на растительное масло они подскочили на 40%.
Отдельно выступающая остановилась на попытках производителей обходить устанавливаемые государством правила, в частности, постановление Совмина, ограничивающее повышение цен более чем на 0,2% на ряд категорий товаров.
Например, изготовители молока снижают процент жирности или объем упаковки, а к тушкам бройлера добавляют маркировку "халяль". Таким образом, по оценкам Елены Масурновской, производители формально начинают с увеличенным ценником выпускать новую продукцию, которой нет в ограничительном перечне, утвержденном правительством.
Что касается магазинов, то, как правило, не соблюдают законодательство субъекты малого бизнеса.
"Нарушение дисциплины цен не соблюдают около 25% подвергнутых проверкам торговых объектов, и главное нарушение – не соблюдение предельно допустимых торговых надбавок", - заявила представитель КГК.
Так, за январь-октябрь специалисты проверили 2138 торговых объектов, вопросы были к 513, и среди недостатков оказались не только манипуляции с надбавками, но и нарушения правил торговли, несоблюдение ассортиментных перечней.
Инспекторы направили около тысячи рекомендаций об устранении недостатков. По словам Елены Масурновской, случаев чтобы их не выполняли, практически не было, в противном случае ведомство может проводить внеплановые проверки и дело дойдет до штрафов.
Помощь профсоюзов
Начальник главного управления социального партнерства и трудовых отношений Федерации профсоюзов Дмитрий Шевчук рассказал, что общественное объединение также мониторит цены и уже достаточно давно – с 2017 года. Такая функция была закреплена генеральным соглашением между правительством, профсоюзами и нанимателями. Подразумевается, что оценка ситуации с ценами и доступностью товаров и услуг соотносится с ростом заработной платой.
"Мониторинг носит ежемесячный характер. Мы анализируем, в первую очередь, продукты питания, лекарства, тарифы. В этой области инфляция носит прогнозируемый характер, поэтому акцентируем внимание на взаимодействии с субъектами хозяйствования, чтобы как потребители, такие полномочия по закону о профсоюзах у нас есть, мы могли прийти в магазин и увидеть, какие товары реально есть на полках, проанализировать ситуацию и сделать выводы", - объяснил Дмитрий Шевчук.
Он особо подчеркнул, что профсоюзы не являются регулирующим органом, но общественная организация обладает разветвленной сетью профсоюзных активистов, которые могут в каждом районе "охватить" порядка трехсот магазинов.
При возникновении вопросов активисты могут обратиться к руководству магазина, чтобы узнать причины повышения цен или отсутствия каких-то товаров, а впоследствии проинформировать Комитет госконтроля или Министерство антимонопольного регулирования и торговли.