Многоцелевые стратегические бомбардировщики B-1B Lancer ВВС США в воздушном пространстве Литвы 11 октября отработали нанесение ударов по наземным объектам у границы РФ – "для поддержки сухопутных сил". На земле корректировали удары литовские и британские авианаводчики-камикадзе, которые в боевой обстановке неизбежно окажутся в зоне поражения "дружественного огня".
Стратеги вылетели в Литву с британской авиабазы Фэрфорд, отработали задачи "по России" и ушли на один из военных аэродромов Германии. В Европейском командовании США заявили, что B-1B Lancer в Европе интегрируются с союзниками по НАТО и партнерами в ряде миссий, изучают вероятный театр военных действий, включая Балтийский и Черноморский регионы.
Четверку "стратегов" B-1B 6 октября перебросили из США (авиабаза Дайс, штат Техас) в Великобританию для постоянной дислокации на авиабазе Фэрфорд и повышения оперативной совместимости с европейскими союзниками и партнерами.
Развертывание американской стратегической авиации не имеет никакого отношения к обеспечению безопасности Старого Света. Ранее заместитель командующего ВВС США в Европе генерал-лейтенант Стивен Бэшем прямо заявил: "Миссии оперативной группы бомбардировщиков имеют решающее значение для поддержания нашей глобальной конкурентоспособности".
Стратегические "Ланцеры" в небе Литвы – это демонстрация силы, нацеленная на Россию. Соединенные Штаты защищают в Европе исключительно свои экономические интересы. При этом роль стран Балтии в НАТО крайне незавидна и расширена до масштабов большой ядерной воронки в гипотетическом военном конфликте альянса с Россией.
Узкая специализация
Практический потолок стратегического бомбардировщика B-1B Lancer – 15000 метров, дальность полета с максимальной боевой нагрузкой (38 тонн) – 8700 км. Скорость преодоления ПВО противника на высоте 60 метров – около 960 км/час (это специализация, которую пытается унаследовать "невидимый" F-35).
На борту – корректируемые бомбы WCMD и планирующие AGM-154 JSOW с дальностью пуска (с двигателем) до 560 км, тактические крылатые ракеты JASSM AGM-158 дальностью до 500 км, противорадиолокационные ракеты УР – AGM-88 HARM.
Такой арсенал "для поддержки сухопутных сил" не совсем подходит. К примеру, ракеты AGM-88 применялись ВВС США во время наступательной операции "Буря в пустыне" в 1991 году и против ливийских средств ПВО в заливе Сидра в 1986 году. Возможно, кому-то хочется повторить это с российскими РЛС – на максимальной дальности в 48 км.
Бомбардировщики B-1B созданы во время холодной войны для сверхзвукового проникновения в воздушное пространство стран Варшавского договора, ядерных ударов на уничтожение противника, и они уязвимы для современных систем ПВО. В оборонительной войсковой операции для поддержки подразделений непосредственно на поле боя сегодня целесообразнее применение истребительной и штурмовой авиации. А "Ланцер" гипотетически способен доставить бомбы и ракеты из Великобритании в районы боевого применения – от Калининграда до Новосибирска. Поэтому американские стратегические бомбардировщики средства ПВО России (ЗРС С-400 "Триумф") берут "на мушку" еще на траверзе Копенгагена – в 500 км от Литвы. На всякий случай.
Издание Military Watch отмечает, что на ранних этапах потенциального конфликта самолетам B-1B могут серьезно угрожать российские гиперзвуковые ракеты "Кинжал". Кроме того, в последние два года этот бомбардировщик имеет ряд серьезных проблем с надежностью, из-за которых временами выходили из строя более 90% парка B-1B Lancer. Один из американских "стратегов" получил серьезное повреждение двигателя во время норвежской миссии развертывания весной 2021 года. Ожидается, что Lancer будет заменен бомбардировщиками-невидимками B-21 в начале 2030-х годов, а пока эти летающие "гробы" в объявленном "широком спектре миссий" угрожают странам НАТО гораздо больше, чем России.
Военный реванш Литвы
Проект государственного бюджета Литвы на 2021 год, представленный 11 октября на заседании правительства, предусматривает значительный рост военных расходов – до 1,17 млрд евро. Все усилия Вильнюса брошены на модернизацию национальных вооруженных сил с таким усердием, будто это может повлиять на укрепление мира в Европе. Военный бюджет Минобороны Литвы вполне соответствует рекомендациям НАТО – не более 50% выделяется на содержание личного состава и не менее 20% – на крупные закупки оружия и техники.
Министр национальной обороны Арвидас Анушаскас считает увеличение военного бюджета необходимым для оснащения Сил быстрого реагирования боевыми машинами пехоты в 2023 году, внедрения системы ПВО средней дальности к 2025 году, строительства трех военных городков и выполнения прочих обязательств перед НАТО. Приоритетами по-прежнему останутся размещение войск США и других союзников в Литве, повышение "устойчивости граждан", усиление кибербезопасности.
Анушаскас в сентябре заявил о причастности России к белорусской "гибридной агрессии", а в прошлом году предложил Сейму отмечать день взятия Москвы польско-литовскими войсками в 1610 году. Правда, Ништадский мирный договор в 1721 году закрепил (56 тоннами серебра) присоединение к России Лифляндии с Ригой, Эстляндии с Ревелем (Таллином), части балтийских островов Эзель и Даго, но история продолжается.
Сегодня вблизи границ РФ и РБ Вильнюс проводит совместные маневры НАТО с участием 3000 военнослужащих. Полагаю, российский министр обороны Сергей Шойгу крайне озабочен усилением военной мощи Литвы. Тем более что сопредельная Эстония также планирует нацелить противокорабельные ракеты израильского производства на "слабые места" РФ. Все это было бы смешно, если бы над головами литовцев, латышей и эстонцев не кружили стратегические бомбардировщики США – реальная угроза безопасности и самому существованию прибалтийских народов.
Подписывайтесь на канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram