Но санкции вряд ли кардинально повлияют на рыночные позиции белорусских автозаводов, уверен колумнист Sputnik.
Чай с "Вейчай"
Годовые объемы торговли с Евросоюзом для МАЗа и БЕЛАЗа исчисляются суммами соответственно $4,1 млн и $3,3 млн, что для того же БЕЛАЗа означает лишь десяток проданных машин. В этом смысле европейские санкции для двух белорусских автогигантов в большей степени несут символическую нагрузку. Еще в начале года гендиректор МАЗа Валерий Иванкович напоминал о двух совместных предприятиях с китайскими производителями, давая понять, что у хорошего руководителя всегда есть альтернативы.
ЕС всегда отличался протекционизмом, предпочитая покупать технику у "своих" производителей, даже если она заметно дороже – отсюда и столь скромные результаты продаж у белорусских автомобильных гигантов. А вот блокирование поставок комплектующих – более неприятная новость, поскольку надо выдерживать определенный уровень технологий, но и здесь незаменимых нет.
В настоящее время появились сообщения о том, что сотрудничество с белорусскими заводами прекращает ряд западных фирм. Это, например, поставщики краски, насосов, клапанов и регуляторов, двигателей. Но надо учитывать, что есть легальные схемы обхода санкций, когда продукция покупается не напрямую у производителя или его официального дистрибьютора, а у другого посредника даже без существенного повышения цены. Однако белорусские предприятия не делают ставку на такой вариант.
В 2017 году БЕЛАЗ начал сотрудничать с китайским производителем моторов для большегрузных самосвалов Weichai Group. Уже в 2018 году были проведены первые испытания карьерного самосвала БЕЛАЗ-75589 грузоподъемностью 90 тонн с электромеханической трансмиссией переменного тока и двигателем производства данной компании. В дальнейшем Weichai Group готова поставлять двигатели для белорусских гигантов грузоподъемностью 45, 90, 130 и 240 тонн.
Weichai – одно из ведущих промышленных предприятий в Китае и первое в списке китайских производителей, производящих двигатели внутреннего сгорания с диапазоном мощностей от 30 до 8000 кВт и экологическими стандартами от Euro 2 до Еuro 6. Это двигатели для грузовых автомобилей, автобусов, комбайнов, тракторов, строительной техники, электростанций, морских судов. Компания изготавливает около одного миллиона двигателей в год, ее оборот составляет около $26 млрд, а 16 сентября прошлого года она официально объявила о выпуске первого в мире коммерческого дизельного двигателя с термическим КПД выше 50%.
"Война" и немцы
МАЗ пошел еще дальше и создал совместное предприятие с Weichai Group – ООО "МАЗ-Вейчай" по производству дизельных моторов в китайско-белорусском индустриальном парке "Великий камень". Завод был открыт осенью 2019 года и уже заработал на полную мощность. Коробками передач предприятие обеспечивает завод "Фаст-МАЗ", также построенный в "Великом камне" совместно китайской с Shaanxi Fast Gear.
На июльской конференции дилеров руководитель ОАО "МАЗ" Валерий Иванкович сообщил о полной независимости автозавода от внешних поставок силовых агрегатов и КПП. Он отметил, что потенциал "МАЗ-Вейчай" и "Фаст-МАЗ" позволяет сохранить существующие объемы производства и даже нарастить новые. Завод уже переводит на новые агрегаты самосвалы, тягачи, лесовозы и спецтехнику. Переход проходит поэтапно, над чем предприятие активно работает.
В экспертном сообществе обращают внимание на то, что коробками передач Fast Gear МАЗ комплектует свои грузовики с середины 2000-х. Двигатели Weichai появились на технике МАЗ намного позже - с 2015 года - тогда в качестве эксперимента. А с 2017-го МАЗы с моторами Weichai стандарта Евро-4 стали активно продвигаться на внутреннем и внешних рынках. В 2018 году с конвейера уже начали сходить грузовые автомобили новой линейки Евро-5. А сейчас идет речь о том, что и раллийная команда "МАЗ-СПОРТавто" может перейти с доработанных чехами двигателей Caterpillar на белорусско-китайские моторы.
На сегодняшний день "МАЗ-Вейчай" производит двигатели мощностью от 190 до 460 лошадиных сил, которыми агрегатируются грузовики и спецтехника различных типов и классов грузоподъемности. Базовая версия грузовика МАЗ сегодня имеет несколько модификаций с моторами "МАЗ-Вейчай" различной мощности. "Фаст-МАЗ" же выпускает 6-, 9- и 12-ступенчатные механические коробки передач.
Не надо забывать и о том, что все последние годы МАЗ активно сотрудничал с Mercedes-Benz. За последние 15 лет немецкий производитель отгрузил белорусскому гиганту более 18 тыс. дизельных двигателей. Минские грузовые автомобили оснащали главным образом 12-литровыми "мерседесовскими" дизелями семейства ОМ 501 – V-образными "шестерками", считающимися одними из лучших в своем классе. Вряд ли теперь немцы испытывают восторг от того, что их продукцию на белорусском рынке из-за санкций вытесняют китайские моторы.
Индийский "поход"
В 2021 году МАЗ намерен обеспечить выполнение бизнес-плана: экспорт продукции должен превысить $400 млн, а объемы реализации техники – порядка 12 тыс. единиц. Результат экспорта за первое полугодие уже составил $180 млн, и похоже санкции существенно не повлияют на достижение поставленной цели.
БЕЛАЗ старается не отставать от МАЗа в выполнении плановых показателей. В 2020-м было приложено немало усилий для диверсификации экспортных поставок. По итогам прошлого года, удельный вес дальнего зарубежья в общей отгрузке продукции ОАО "БЕЛАЗ" составил 34%, тогда как за 2019-й – только 7,7%, а за последние пять лет – в среднем 16%.
В 2020-м продукция компании поставлена в 24 страны мира на сумму $386,7 млн. Причем 17 из них – это государства дальнего зарубежья, куда было отгружено 163 карьерных самосвала на сумму свыше $144 млн, что в темпах роста составило 237,3%. Об этом заявил генеральный директор ОАО "БЕЛАЗ" Сергей Никифорович.
По его словам, ключевым стратегическим партнером для БЕЛАЗа остается Россия. В прошлом году для групп компаний НЛМК и "Металлоинвест" поставили технику абсолютно нового класса грузоподъемностью 240 тонн. В ноябре 2020-го закончилось исполнение самого крупного контракта на поставку техники в Индию, куда отправлено 77 самосвалов грузоподъемностью 130 тонн и запчастей к ним.
В соответствии с заданием Министерства промышленности на 2021 год экспорт ОАО "БЕЛАЗ" запланирован в объеме $482 млн, темп роста – 124,7%. При этом ожидается рост объема отгрузки в Россию в два раза – на 198,2% ($266,5 млн), в страны СНГ (Армению, Казахстан, Узбекистан, Украину) – свыше $105 млн. Намечено поддержание на высоком уровне отгрузки в страны дальней дуги ($45,5 млн). Из общего объема можно изъять лишь рост экспорта в страны Евросоюза, который был запланирован на уровне 126,8% ($7,5 млн). Как видим, замораживание сотрудничества с ЕС не делает погоды ни для БЕЛАЗа, ни для МАЗа.
В Беларуси к 2025 году планируется создание отраслевого автомобильного кластера на базе этих флагманских предприятий, то есть уровень производства и продаж будет только расти. В мае возобновился беспошлинный импорт автотехники МАЗа в евроориентированную Украину – по решению украинского же суда. Одновременно в Киевской области был открыт новый центр продаж и обслуживания белорусской автотехники – как раз тот случай, когда здравый смысл оказался выше политических мотиваций.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции