ВИТЕБСК, 6 июл – Sputnik. Огромные переработки, мизерная зарплата, необходимость одной посещать семьи, находящиеся в социально опасном положении, постоянный стресс и полное нежелание помочь со стороны старших коллег – молодой психолог из Витебска рассказала Sputnik, почему сожалеет о выбранной профессии.
Как отметила девушка, после окончания отработки она вряд ли вообще будет работать психологом и абсолютно точно никогда не станет трудиться в школе.
Через тернии к школе
Ольга (имя героини по ее просьбе изменено) родом из райцентра Витебской области. Окончив школу, девушка в 17 лет поступила в Витебский университет имени Машерова на специальность "психология", где отучилась сначала на бакалавриате, а потом окончила магистратуру.
"Полностью моя специальность звучит так: "Психолог. Преподаватель психологии". Но со своим образованием я могу работать только в школе, детских садах либо преподавать психологию в колледжах. Для работы в вузе необходимо окончить еще аспирантуру, а как это сделать, если нужно зарабатывать деньги?" – говорит Ольга.
По ее словам, можно еще попробовать устроиться психологом в частную организацию либо банк, но это крайне сложно. Консультировать Ольга также не имеет права, поскольку для этого нужно повышать квалификацию в Минске.
"Получается, что со своей специальностью "психолог" я могу работать только в учреждениях образования. Я поступала в 17 лет, была очень молодой и думала, что психология – это нечто большее и очень интересное. Конечно, знания в университете я получила, но как они мне помогут в дальнейшем зарабатывать на жизнь, пока что ума не приложу", – сообщила Ольга.
Студентка окончила бюджетное отделение, поэтому после учебы ее отправили на двухгодичную отработку в одну из витебских школ. В школе Ольга устроилась на должность педагога-психолога.
Суровые будни
"В мои официальные обязанности входит сопровождение и поддержка учеников, их родителей и коллектива. Например, если ученик грубит учителю, то я должна поговорить с учеником, учителем, по необходимости – с родителями и разрешить конфликт. А также я должна помогать новым сотрудникам вливаться в коллектив и многое другое", – сообщила Ольга.
Еще ей нужно посещать семьи, которые находятся в социально опасном положении. По словам девушки, это одна из самых тяжелых обязанностей, поскольку есть "адекватные" семьи, а есть – с пьющими и агрессивными родителями, где сотрудникам школы с порога начинают угрожать и "махать перед носом кулаками".
"Я работаю всего год в школе, и мне очень тяжело ходить по таким семьям, тем более что чаще всего я это делаю одна. По закону нас должны сопровождать сотрудники милиции, но они практически никогда с нами не ходят", – отметила девушка.
По словам собеседницы, школьный психолог должен работать в неделю 40 часов и шесть дней, причем часть смен у него вечерняя, а часть – утренняя. У Ольги такого ни разу не было. Чаще всего она приходит на работу к восьми утра, а уходит в восемь вечера, и иногда "день настолько плотно забит, что даже в туалет некогда сходить". Причем эти переработки нигде официально не учитываются и не оплачиваются.
"Особенно усложняет работу то, что "старшие коллеги" с первого дня только требуют и не спешат подсказывать, как разрешить какой-то внутришкольный вопрос, который для опытного человека является пустячным. Кроме того, на меня, как на молодого специалиста, стараются свалить как можно больше "левых" обязанностей, не входящих в мою компетенцию", –заявила психолог.
Много лишнего
Посетовала девушка и на огромное количество абсолютно не нужной документации. По ее словам, иногда блок бумаги для печати на принтере в 500 листов, которые она тоже покупает за свои деньги, расходится за две недели. Причем часто непонятно, как заполнять те или иные документы.
"У нас такое случается периодически. Например, министерство разрабатывает какой-то новый документ и спускает его "на область", там документ слегка перерабатывают, чтобы приложить руку к его разработке, и спускают "на город", где документ снова "дорабатывают" и спускают "на район", там вновь документ подвергается модернизации. В итоге, вместо одной бумаги приходится заполнять несколько, что очень отвлекает от работы и отнимает массу времени", – приводит пример девушка.
Еще в обязанностях Ольги – отслеживать соцсети учеников, и если раньше это касалось только "ВКонтакте", то теперь психолог должна просматривать Instagram и Telegram. Причем отслеживать нужно соцсети всех учеников.
"Мы должны следить, чтобы ребенок не вступал в деструктивные группы, связанные с самоубийствами, а также в политические сообщества. И, в случае чего, проводить с ним беседу и писать отчеты. В некоторых школах это входит в обязанности классных руководителей, но там, где учителя уже пожилые и не разбираются в современном Интернете, эта обязанность ложится на плечи психологов", – отметила Ольга.
Девушка не следит за всеми учениками, поскольку это "просто нереально", а лишь отслеживает так называемую группу риска.
Немного подсчетов
По словам Ольги, в школе, где она работает, средний возраст коллектива – 40+. Молодежь из учебного заведения разбегается, как только находит подходящую работу. Девушка пришла на место женщины психолога, которая, проработав недолгое время, уволилась, поскольку, по ее словам, "у психологов, педагогов-организаторов и социальных педагогов в школах нет абсолютно никаких перспектив для роста".
"Например, я, хоть и окончила педагогический вуз, не имею педагогического образования, а это означает, что по карьерной лестнице я подняться не могу, то есть, если останусь в школе, всю жизнь буду психологом", – заявила Ольга.
По словам девушки, сейчас она получает 400 рублей в месяц, в это входит доплата 80 рублей как молодому специалисту. Через год ее не будет. Единственное повышение зарплаты, которое ее в дальнейшем ждет – увеличение оплаты за стаж (сейчас она составляет девять рублей).
"В отличие от нас, учителя в школе могут заработать, я знаю педагогов, которые, проработав 10-15 лет, получают более 1000 рублей, но среди психологов я не знаю таких", – подчеркнула собеседница.
Поскольку Ольга – иногородняя, то снимает в Витебске квартиру, за которую вместе с коммуналкой платит 300 рублей в месяц. Говорит, если бы не помощь родителей, то не смогла бы прожить.
Как отметила девушка, сейчас ее финансовое положение ничуть не лучше, чем во времена "голодного студенчества", несмотря на то, что Ольга старается брать дополнительные обязанности в школе и заработать хоть немного сверху.
За это время девушка хорошо научилась экономить, вещи покупает либо в секондхенде, либо на рынке. Благодаря помощи родителей, иногда может позволить себе кафе, где также приходится высчитывать стоимость заказа.
После окончания отработки Ольга не планирует оставаться в школе, а будет искать другую работу. Теперь девушка не уверена, что хочет работать и по специальности.
На вопрос, какой должна быть зарплата, чтобы психолог все-таки осталась в учреждении образования, девушка ответила, что ей пока вполне хватило бы 700-800 рублей.
Читайте также:
Крик души молодой швеи: зарплата в 50 рублей и боль в спине
Крик души повара школьной столовой: некоторые сбегают через пару дней
Крик души молодого парикмахера: сбежала с отработки – платили $50 в месяц
Крик души школьной учительницы: "После проверок наказывают рублем"