Игнорируя призывы Брюсселя перейти на зеленую энергетику, Варшава продолжает жечь уголь и хочет при этом отказаться от российского газа в пользу сжиженного американского, хотя СПГ — дорогой ресурс и поставлять его через океан непросто. Выход нашли в строительстве АЭС, проект которой подготовили еще польские коммунисты, отмечает корреспондент РИА Новости Галия Ибрагимова.
Уйти от Москвы
Варшава стремится сократить зависимость от российского газа с начала 1990-х. Возобновляемые источники энергии — ветряные станции, солнечные батареи, гидроэнергетика и биотопливо — внедряют много лет. Тем не менее их доля в энергобалансе страны не превышает 5%.
На газ приходится в три раза больше. Ежегодное потребление — 19 миллиардов кубометров, из них около девяти поступает из России. Но Варшаву не устраивает изменчивость цены на "голубое топливо". Москву регулярно обвиняют в завышении и грозят не продлевать истекающий в 2022-м договор.
Альтернативным поставщиком поляки видят Вашингтон. Они уверены, что американский сжиженный газ обойдется на 30% дешевле российского трубопроводного. Для импорта СПГ построили специальный терминал Свиноуйсьце.
Мощность хаба превышает пять миллиардов кубометров в год, но пока поставки ограничиваются миллионом — слишком дорого. Запуская строительство, поляки не учли транспортные расходы, налоги, газификацию и доставку топлива потребителям.
Минимальная стоимость сжиженных углеводородов к 2023-му обойдется Варшаве в 320 долларов за тысячу кубометров. Москва предлагает на 100 долларов дешевле. И все же поляки намерены отказаться от российского газа.
Ветряки и энергия солнца
Треть объема ежегодно производимой электроэнергии потребляет промышленность. Жители используют четверть. Часть идет на экспорт в Чехию и Словакию. Но без дополнительных мощностей невозможно расширять масштаб отрасли.
Угольные станции, вырабатывающие более 60% электроэнергии, развивать нерентабельно — из-за вредных выбросов в атмосферу. Под вопросом и дальнейшее субсидирование угольной промышленности. К тому же членство в Евросоюзе предполагает переход на экологически чистые источники.
Снизить зависимость от угля поляки пытались за счет импорта атомной энергетики. Литва планировала возвести АЭС в городе Висагинас, и Варшава подключилась к проекту. Но идею так и не реализовали. Авария на японской станции "Фукусима" в 2011-м снизила интерес к производству ядерной энергии.
В соседней Беларуси в то же время, наоборот, началось строительство Островецкой АЭС. Польша не исключала, что компенсирует закрытие угольных шахт импортом электроэнергии у Минска. Но палки в колеса вставили литовцы: едва "Росатом", получивший подряд, приступил к работе, Вильнюс заговорил о радиации. Варшава решила возвести атомную станцию самостоятельно.
Мирный атом по-польски
Поляки загорелись идеей АЭС еще в 50-е годы. Коммунисты считали, что мирный атом ускорит индустриализацию. Физики-ядерщики предложили построить станцию Жарновец возле Гданьска. Но проект забросили.
Вспомнили о нем в 80-е. Станцию почти возвели, однако помешала авария в Чернобыле. Потом Союз распался. Недостроенный объект заморозили. Но вновь к нему вернулись.
Доводом в его пользу стал и отказ Германии от атомной энергетики в 2010-м. Поляки расценили это как возможность стать экспортером электроэнергии. Но немцам планы соседей на атомную станцию не понравились — партия "Зеленые" увидела в этом угрозу безопасности ФРГ.
Несмотря на критику, польские власти разработали национальную программу развития атомной энергетики. Станцию планировали достроить в 2020-м. Но сроки сдвигали: тянули с разрешением, долго спорили о мощностях реакторов и подрядчиках. Консенсуса не было и в обществе.
При Дональде Трампе заключили соглашение о строительстве американцами шести реакторов в Польше, однако смена администрации в Белом доме снова застопорила проект.
Из закромов коммунистов
"Полагаться на уголь нельзя не только из-за экологии. Угольные ТЭС нуждаются в модернизации. А вложения в ремонт бессмысленны, учитывая мировую тенденцию. Только АЭС может обеспечить страну необходимыми объемами энергоресурсов", — объясняет польский политолог Михал Патрик Садловский.
Он призывает не зацикливаться на мирном атоме и обратить внимание на альтернативные источники энергетики: "Нужно строить больше ветряных станций, вводить солнечные батареи, развивать ГЭС. Это способ диверсифицировать энергопотребление. Пока же ситуация такова — мы говорим о возведении АЭС, критикуем "Северный поток — 2", но продолжаем закупать российский газ".
В восьмидесятые поляки отказались достроить АЭС "Жарновец" из-за неприятия коммунизма. "Сегодняшние власти по-прежнему критично настроены к социалистическому периоду. Но отвергая его, они забывают — именно коммунисты первыми предложили Польше развивать мирный атом", — отмечает Садловский.
От энергетики к политике
"Дело не только в том, что уголь серьезно загрязняет атмосферу. Модернизация станций позволяет сократить вредные выбросы. Но в Польше и уголь на исходе. А закупать его можно только в России. Снова зависимость от Москвы, и Варшава на это не пойдет. Проще свернуть производство", — рассуждает в беседе с РИА Новости специалист по ядерной энергетике и безопасности Павел Лузин.
Эксперт признает преимущества альтернативных источников энергетики для экологии, но указывает — ветряные станции габаритные и зависимы от ветров. "АЭС компактнее и производит объемы, превышающие ветряки. Но атомные станции строить дороже и окупаются они не сразу. Поэтому логично развивать все направления".
Атомная энергетика — это еще и возможность привлечь дополнительные инвестиции в промышленность, уверен специалист. "Если в Польше появится АЭС — это гарантия стабильной электроэнергии. Промышленники со всего мира еще активнее начнут переносить туда производства. Ко всему, у Варшавы есть амбиции стать крупным дата-центром или ИТ-хабом. Для этого нужны большие объемы электричества, и мирный атом решает этот вопрос", — говорит Лузин.
Эксперт полагает, что Германия не создаст серьезных проблем для строительства польской АЭС: "Идею критикуют в основном немецкие зеленые. Но ФРГ нужны дополнительные объемы энергии. Франция, Бельгия не могут экспортировать мирный атом — используют для себя. Польша могла бы стать хорошим подспорьем и продавать немцам излишки".
Но есть и минусы. Атомная энергетика — это зависимость от зарубежных технологий. Учитывая, что на возведение АЭС уходят десятилетия, важны и политические связи со страной-подрядчиком. Иначе проект превратится в долгострой.
Читайте также:
Руководитель миссии МАГАТЭ прокомментировал посещение БелАЭС
Не до политики: Балтия закупает рекордное количество электроэнергии в России
Уголь возвращается, или Кто нарушил экологическое спокойствие