Установку залпового огня "Катюша" на "Линии Сталина" узнают и ветераны, и школьники, и туристы из Китая – последние, оказывается, особенно любят одноименную песню.
Но однозначной версии, за что "Катюша" получила свое имя, не существует. Одна из них связывает такое имя не с песней, а с заводской маркой "К" завода-изготовителя первых машин. Есть у "Катюши" и более прозаичное имя – БМ-13.
Развернуть серийное производство БМ-13 и снарядов для них Иосиф Сталин решил за день до начала Великой Отечественной войны – 21 июня. Подготовка началась намного раньше – еще в 20-х годах двое энтузиастов ракетной техники, Владимир Артемьев и Николай Тихомиров, работали над созданием реактивных снарядов на бездымном порохе.
Но и много лет спустя, 21 июня 1941 года, БМ-13 еще не прошла войсковых испытаний и не была отточена до той стадии, на какой допускается массовое промышленное изготовление. Но тянуть было некуда.
Более того, решено было не дожидаться поступления первых промышленных партий установок, а использовать опытную партию – началась война.
Итак, "Катюша" стала первой советской мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня. И первый залп установки прозвучал в июле 1941 года – в Беларуси.
Первый залп произвели по железнодорожной станции Орша, где тогда уже находились силы противника. Над станцией поднялось зарево – горели эшелоны, взрывались боеприпасы. Через полчаса батарея Ивана Флерова провела второй залп – по переправе через реку Оршица. Операция противника была сорвана.
Площадь покрытия одного залпа "Катюши" – до двух гектаров земли. Это значит, что выжить на этой территории было практически невозможно. Наличие подобной техники на вооружении Советского Союза для немцев стало настоящим шоком, поэтому приказ был четкий – "Катюши" велено было уничтожать, подрывать.
До октября батарея Флерова успешно атаковала противника. Залп – смена позиции, залп – смена позиции, такой была тактика "Катюш", ведь немцы устроили за ними настоящую охоту. Задача установки была не только в том, чтобы наносить урон немцам. "Катюши" поднимали боевой дух и советской армии, измотанной постоянными отступлениями.
В октябре 1941 года батарея капитана Флерова оказалась в тылу немецко-фашистских войск, попала в засаду в Смоленской области. Большая часть личного состава батареи и сам Флеров погибли, но прежде расстреляли весь боезапас и взорвали машины.
Лишь 46 человек сумели выбраться из окружения. Сам Флеров и погибшие бойцы какое-то время считались без вести пропавшими. Лишь когда удалось обнаружить документы одного из штабов вермахта, в которых описывались события, произошедшие в Смоленской области в ночь с 6 на 7 октября, капитан Флеров был исключен из списков пропавших без вести.
Но "Катюши" участвовали в войне и дальше – почти во всех крупных операциях – и во многом определяли их исход.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!