2 мая в большом зале московского киноцентра "Октябрь" состоится специальный показ фильма режиссера Элема Климова "Иди и смотри". Картину представят кинокритик Николай Корнацкий и актер Алексей Кравченко, сыгравший в драме главную роль. А уже 4 и 6 мая в России и Беларуси стартует повторный прокат, пожалуй, одного из самых страшных фильмов о войне.
"Иди и смотри" – это безжалостный и предельно жесткий рассказ о злодеяниях, которые творили фашисты на оккупированной территории. Именно так войну хотели показать Элем Климов и его соавтор по сценарию белорусский писатель Алесь Адамович. Sputnik вспоминает, как создавался фильм, который смотреть тяжело, забыть невозможно.
На съемках фильма "Иди и смотри" режиссера Элема Климова.
© Sputnik / Евгений Коктыш
/ Пусть не смотрят!
В основу сценария были положены произведения Алеся Адамовича "Хатынская повесть", "Партизаны", "Каратели" и документальная книга "Я из огненной деревни", написанная в соавторстве с Янкой Брылем и Владимиром Колесником.
Как вспоминал Элем Климов, погрузившись в тему, он понял, что о трагедии Хатыни и сотен других сожженных карателями белорусских деревень люди в мире почти ничего не знали.
"Я понимал, что это будет очень жестокий фильм, - признавался Климов. – Вряд ли кто-нибудь сможет его смотреть. Я сказал об этом Алесю Адамовичу. Но он ответил: "Пусть не смотрят! Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире".
Запуск фильма в совместное производство студиями "Беларусьфильм" и "Мосфильм" начался в 1977 году, но первый сценарий испугал руководство Госкино: слишком ужасной показалась война. Климову предлагали отказаться от самых страшных и шокирующих сцен, но режиссер раз за разом отстаивал свою принципиальную позицию: о войне и фашистских нелюдях нужно рассказывать предельно правдиво.
Проект тем не менее был заморожен. Климов настолько глубоко переживал по этому поводу, что тяжело заболел. И только спустя семь лет Госкино разрешило новый запуск с условием заменить название "Убейте Гитлера!" на другое. Климов позвонил брату Герману и ошарашил: для того, чтобы придумать название, дано двадцать минут. Брат интуитивно потянулся за Библией, открыл "Откровение Иоанна" и увидел там слова "Иди и смотри". Чиновники с фразой согласились.
Нужные аккорды
Профессиональных актеров в ленте немного: Климов хотел, чтобы играли непрофессионалы, начинающие или малоизвестные актеры.
Съемки проходили в Березинском заповеднике. Многие местные жители, которые приняли участие в массовке, сами пережили немецкую оккупацию. Им ничего не нужно было объяснять.
Хотя был один эпизод, когда снимали сцену в партизанском лагере и требовалось создать тревожную атмосферу, но ничего не получалось - людям было просто весело и интересно всем вместе. И тогда Алесь Адамович, который сам партизанил в белорусских лесах, посоветовал принести на поляну проигрыватель и поставить военные песни. С первыми же аккордами известных всем композиций лица людей изменились: они стали сосредоточенными, серьезными, тревожными. Второго дубля не понадобилось.
Поседевший мальчик
Главного героя Флёру сыграл 14-летний Алексей Кравченко, который на "Мосфильм" пришел с другом за компанию. На пробах мальчишку попросили заплакать, представив, что умерла мама. По собственному признанию Алексея, он так живо представил умершую маму, что ничего играть не нужно было: слезы хлынули сами.
Потом режиссер еще не раз тестировал парня. Например, после просмотра двухчасовой военной хроники, в том числе с кадрами из концлагерей, предложил Леше чай с тортом. Алексей наотрез отказался, а Элем Германович еще раз убедился, что мальчишка способен пропускать через себя чужое горе, муки и страдания.
Это была первая роль в кино Алексея Кравченко, который стал затем профессиональным актером, заслуженным артистом Российской Федерации. В интервью он неоднократно признавался, что счастлив тому, что судьба свела его с великим режиссером, который все делал предельно честно, достоверно, научил отдаваться съемочному процессу целиком.
Актер также рассказал про известный эпизод фильма с настоящим убийством коровы: "Безусловно, на съемках были опасные моменты. Я тогда лежал рядом с ней, и она [убитая корова] упала на то место, где находился я. Да, действительно стреляли боевыми патронами. Эту сцену мы доиграли, потому что команды "стоп" не было".
Алексей не просто проникся сюжетом картины, он играл самоотверженно, яростно, на нерве, пределе сил. Вместе с героем он из жизнерадостного мальчишки к концу фильма превратился в изможденного, еле живого и разом состарившегося человека.
Из лета в зиму и в вечность
Некоторые эпизоды в окончательный вариант картины так и не вошли. К примеру, сцена боя между партизанами и фашистами. По одной из версий, ее убрали, потому что зрители бы просто не смогли ее выдержать – настолько жестко и натуралистично все выглядело.
Однако существует и другое объяснение: все эпизоды снимались в хронологическом порядке, а когда наступил момент подготовки к демонстрации боя, выпал снег и съемочный процесс "уткнулся" в зиму. На батальный материал попросту не хватило времени.
Из-за того, что съемки затянулись с марта по декабрь, в конце работы снег приходилось растапливать, поскольку зима не вписывалась в сценарий. Хотя Климов и здесь придумал выход.
Как рассказывал Sputnik оператор Алексей Родионов, нужно было снимать последний эпизод : партизаны идут по лесу, но вдруг выпал снег. Пришлось даже пригнать военную технику, чтобы его растопить.
"За четыре часа она очистила большую часть леса, но вдалеке еще оставалось немного снега, а время поджимало. Климов тут же нашелся: "А давайте они из лета уйдут в зиму!" Получается, сама жизнь всем распорядилась, а уже позже все стали искать в этом глубокий символизм".
Трагедия на фоне дикого веселья
Одну из ролей в фильме сыграл Евгений Крыжановский, который служил тогда в Купаловском театре. Зная, что Элем Климов снял до этого сатирическую комедию "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", Крыжановский подумал, что будет участвовать в забавном фильме о войне.
И когда Климов спросил, понравился ли Евгению сценарий, тот (на самом деле ничего не прочитав), ответил мигом: "Мне кажется, надо, чтобы было весело, звучал смех". Элем Германович посмотрел на актера очень странно, несколько минут сидел задумчиво.
А потом Климов поблагодарил Крыжановского за подсказку, хотя тот и не сразу догадался, о чем речь. Оказывается, все дело в тональности страшной сцены сожжения деревни: в ней фашисты веселые, смеющиеся, с гармошкой в руке. От этого эпизод стал нереально жутким, зловещим, диким.
Слишком страшные звуки
Звукорежиссер фильма Виктор Морс рассказывал Sputnik, что уже по сценарию было понятно: работа над "Иди и смотри" будет интересной и сложной: "Элем Германович отразил в тексте не только свое видение, но и "слышание" — каким он себе представлял звук будущего фильма".
"В сцене, где крестьян сжигают заживо, мы снимали и записывали крики непрофессиональных актеров. Многие из них в детстве сами пережили немецкое вторжение. Женщины причитали, плакали, кричали, вспоминая, как это было на самом деле. Такой фильм, наверное, уже нельзя снять сейчас — тех людей почти не осталось в живых", - поделился Виктор Морс.
При сдаче фильма Климова попросили сделать несколько правок, в том числе исправить сцену на болоте, которая показалась цензорам чересчур страшной. В ней главные герои пробираются по болоту на остров с уцелевшими после расстрела крестьянами. Звучащие крики, обрывки мелодий, гул создавали действительно пугающий эффект. В итоге фонограмму болотной сцены решили смягчить, пожертвовать некоторыми звуковыми эффектами, чтобы сохранить другие сцены, которые хотела вырезать цензура.
Жуткую какофонию из лая собак, плача, криков людей, которых заживо сжигали в амбаре, накладывали из разных фонограмм. Второй режиссер фильма Владимир Поночевный рассказывал, что в одной из больниц разрешили записать крики обожженных во время перевязки. Слушать это было просто невозможно, запредельно. Но именно так "Иди и смотри" снимал Элем Климов, который, по воспоминанием очевидцев, после окончания съемок был полностью опустошен. Это был его последний фильм.
Смотреть обязательно!
"Иди и смотри" вышел на экраны в 1985 году - к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Лента была удостоена высшей награды XIV Московского международного кинофестиваля. Его посмотрели около 30 миллионов зрителей. Возле кинотеатров зачастую дежурили "скорые" — зрителям нередко становилось плохо во время просмотра. Из залов люди выходили в гробовой тишине и с красными от слез глазами.
В 2017 году на киностудии "Мосфильм" картину отреставрировали, восстановив изображение и звук. На 74-м Венецианском кинофестивале фильм стал победителем в секции Venezia Classici.
Обновленную версию зрители смогут увидеть в канун Великой Победы. Чтобы помнили...
Читайте также:
Так уже не снимут: три истории от создателей фильма "Иди и смотри"
А вы все смотрели? Лучшие белорусские фильмы
Белорусский фильм "Иди и смотри" наградили в Венеции