О предстоящей международной миссии, влиянии коронавируса и задачах в весенне-летний пожароопасный период рассказал Sputnik начальник авиации МЧС Беларуси Тадеуш Курсевич.
Огонь – за горами
Выдавшийся крайне скудным на осадки 2020 год в Беларуси сказался на пожароопасной обстановке. В апреле прошлого года авиация спасателей уже вовсю приступила к тушению огня с воздуха. В 2021-м обстановка остается пока более спокойной.
"Нынешней зимой было много снега. И это сказалось на теперешнем уровне грунтовых вод. Он достаточно высокий: на Полесье Припять вышла из берегов. В прошлом же году наполнить водосливные устройства, установленные на вертолетах, было практически негде. А сухая трава, осока и кустарники вспыхивали как порох. При сильном ветре потушить такие пожары было сложно. Пламя перекидывалось на лес и приводило к верховым пожарам. Так что с 14-15 апреля 2020 года активно работали на юге Беларуси. В этом году также уже были дни, когда регистрировалось до 250 возгораний за сутки", – говорит полковник Курсевич.
Парк авиатехники белорусского МЧС насчитывает 24 борта. Воздушные суда регулярно выполняют полеты. И ежедневно находятся в 30-минутной готовности к вылету в случае ЧП. Кроме надежной репутации в Беларуси летчики-спасатели смогли заработать и международный имидж. Потому неслучайно каждый год многие государства мира обращаются к белорусским авиаторам за помощью при тушении пожаров.
Белорусские спасатели на пожарах за границей
В 2021 году два вертолета с надписью "BelRescueAvia" вновь готовятся взять курс в горы Турции. Именно оттуда первыми обратились к Беларуси за помощью, хотя предложения поступают со всего мира.
"Пожароопасный сезон в Турции начинается в середине апреля. А, к примеру, из Греции обращения поступают позже - в июле. У нас также на вооружении есть самый большой вертолет в мире Ми-26, и, если поступит обращение и будет принято решение руководством, мы готовы направить его с подготовленным экипажем и инженерно-техническим составом в любою точку. Периодически обращаются Индонезия, Малайзия, Австралия. Но такие дальние страны – это проблема с доставкой техники. Это дорогостоящее удовольствие, потому что пришлось бы отправлять вертолеты кораблем или самолетом", – пояснил Тадеуш Курсевич.
Вдали от дома – сложно
Сербия, Россия, Латвия, Болгария, Грузия – география командировок белорусских спасателей широка. Но перелет и работа на месте, как правило, связаны с экстремальными нагрузками для экипажа.
"В Боржомском ущелье очень красивые реликтовые хвойные леса. Вылетали туда ночью, весь маршрут нас сопровождали грозы. А утром практически без сна пришлось приступить к тушению огня", – рассказал начальник авиации МЧС Беларуси.
Он обращает внимание, что как в горах Турции, так и на юге Беларуси встречаются так называемые сухие грозы, когда небольшая туча зависает и начинает бить молниями. В горах это приводит к стремительному распространению огня.
"Высокая температура, сильный ветер, высокая турбулентность, разряженный воздух, задымление – условия крайне тяжелые. Пилотировать технику приходится на критических режимах. Идешь в огонь и слить воду надо точно с высоты 5-8 метров. А потом еще выйти из ущелья", – делится летчик.
Инженеры, обслуживающие двигатель, авиационное и радиоэлектронное оборудование, ведут ремонт ночью. Приходится работать в отрыве от базы. С минимальным для технического обслуживания запасом имущества и агрегатов, или так называемой технической аптечки.
Как COVID повлиял на работу МЧС
Эпидемия оказала негативное влияние на летный и инженерный состав МЧС Беларуси. Пилоты и техники при всех мерах безопасности не смогли избежать заболеваемости. Выручил крепкий иммунитет авиаторов. Больше, признаются, пострадала техника.
"Авиационная техника в Беларуси не производится, большинство работ ведутся в России. А там многие заводы были остановлены. И некоторые контракты просто невозможно было выполнить в силу ограничительных мер", – подчеркнул Тадеуш Курсевич.
Вместе с тем, за последние годы удалось выполнить капитальный ремонт двух вертолетов Ми-8. Завершается ремонт третьего Ми-8, выполнена "капиталка" четырех вертолетов Ми-2 и одного самолета Ан-2. Программа ремонта и поддержания летной годности авиационной техники рассчитана до 2025 года. Будет ли закуплена совершенно новая техника – пока вопрос открытый. Поэтому сейчас, по мнению авиаторов-спасателей, гораздо важнее скорейший ремонт еще одного Ми-26.
"Что же касается тенденций в мире, то сейчас получает развитие санавиация. Активно медицинские вертолеты закупает Германия, Польша, Украина. Россия производит вертолеты "Ансат" для этих целей", – отметил Курсевич.
В бой идут одни старики?
Новость о том, что в Беларуси, наконец, начнут вести подготовку пилотов, авиаторы МЧС воспринимают с настороженным оптимизмом. Кадры нужны. Но тем не менее, подготовка классного летчика требует длительного времени, ресурса авиационной техники и значительных материальных средств. И опытные летчики регулярно выступают инструкторами для молодого пополнения.
Весной и летом, признаются авиаторы летать проще: световой день более продолжительный, да и метеорологические условия лучше, несмотря на грозы. А вот осень и зима в Беларуси отличаются дождями и мокрым снегом. Понижается нижний край облачности до 100-150 метров, образуются туманы и дымка. Во время полетов существует опасность обледенения. С учетом данных метеорологических условий пилоты МЧС, много внимания уделяют полетам по приборам.
"Поймите, чтобы подготовить, к примеру, командира 1-го класса вертолета Ми-8, используется техника, затрачивается много ресурсов и финансовых средств. Потому мы, как и любая гражданская компания, заинтересованы, чтобы приходили опытные летчики. Но при этом мы должны помнить, что сейчас те, кто сидят за штурвалами, завтра уйдут на пенсию, поэтому новых профессиональных летчиков обучать необходимо", – резюмировал Курсевич.
Читайте также:
- Россия передаст Беларуси новые пассажирские и грузовые самолеты
Кейптаун в огне: лесной пожар охватил одно из семи чудес природы
Фантастические кадры исландского вулкана, снятые с дрона - видео