Радио

Храпач: соглашение о транзите Беларуси с РФ ― демонстрация независимости от ЕС

Потеря белорусского транзита влияет на экономику не только Прибалтийских стран, но и Евросоюза в целом, и сейчас европейским партнерам необходимо понять, как дальше выстраивать отношения с Беларусью и Россией.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Храпач: соглашение о транзите Беларуси с РФ ― демонстрация независимости от ЕС

Литовские партнеры не раскрывают коммерческую информацию по объемам грузооборота в их портах, но можно предположить, что утрата белорусских грузов для них весьма ощутима, убежден эксперт в сфере транзита, экс-член Общественного совета Минтранса России Сергей Храпач. По его словам, "если это две трети всего оборота грузов в литовских портах, столько клиентов на замену сразу найти будет затруднительно". 

Лукашенко одобрил соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов в России

"Я думаю, что исторически эти порты были всегда ориентированы на Россию и Беларусь, я имею в виду ― на СССР, оттуда вся эта история идет, и если ломать давно работающий, эффективный, финансово интересный для них механизм, для не очень богатых республик, это, конечно, существенно по ним ударит", ― говорит Храпач.

В сложившейся ситуации эксперт рекомендует литовским властям задуматься о том, "почему Россия с Беларусью решили от них уйти", вероятно, стоит пересмотреть не только тарифы на перевалку грузов, но и подумать о "более серьезных проблемах, связанных с интеграцией между Россией, Беларусью и Прибалтикой", полагает Храпач.

Где очередь желающих?

Подавляющее большинство перевозчиков и продавцов товаров, в том числе и нефти, пойдут в тот перевалочный коридор, который им будет экономически выгоден, рассуждает эксперт. После утраты белорусского транзита партнеры в Прибалтике вынуждены будут снижать тарифы на перевалку и предлагать какие-то бонусы, но "политически ориентированные крупные компании на это не поведутся, а более мелкие игроки попытаются туда зайти под хорошие условия".

Колташов назвал главную выгоду для Беларуси при перевалке грузов через РФ
Однако крупному порту могут быть не интересны 10 маленьких предприятий, ему интересен один большой партнер, рассуждает Храпач. "Конечно, какое-то количество желающих набежит, но вряд ли они смогут закрыть тот объем, который закрывали крупные игроки". 

Что касается межправительственного соглашения Беларуси и России о перевалке белорусских нефтепродуктов в морских портах РФ, проект которого одобрил Александр Лукашенко, многие подобные соглашения направлены на то, чтобы простимулировать партнеров из других стран для совершение каких-то политических действий, считает эксперт.

"Все эти действия больше направлены не на повышение экономического потенциала Беларуси или России, а на демонстрацию своей определенной экономической независимости, когда государство хочет сказать партнерам из Евросоюза, что, ребята, у нас есть иные альтернативные варианты, мы спокойно можем справиться без вас, а вот справитесь ли вы без нас ― это большой вопрос", ― резюмирует Храпач.

Читайте также: