Интеграция Беларуси и России: 25 лет Союзному государству

Что будут обсуждать в Москве Головченко и Мишустин?

Детальная повестка встречи премьеров двух стран не опубликована, но состоявшееся на прошлой неделе заседание Группы высокого уровня стало своеобразной репетицией. Зачем в российскую столицу едет белорусское правительство, разбирался Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Предыдущая очная встреча глав правительств Беларуси и России в начале октября в армянской столице, тогда Роман Головченко и Михаил Мишустин обсуждали двустороннюю торгово-экономическую повестку. Обстановка для таких разговоров в Ереване располагала – там проходил Евразийский межправительственный совет.

Головченко и Мишустин встретятся во вторник в Москве

Повестка для обсуждения, как всегда остается немного таинственной. Правда, сообщение пресс-службы российского премьера немного приоткрывает завесу: "главы правительств обсудят вопросы противодействия коронавирусной инфекции, а также обменяются мнениями по актуальным направлениям российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества и углубления интеграции в рамках Союзного государства".

Высокий порядок обсуждения

В отечественном политесе принято читать между строк и, чтобы, наверное, целиком стало ясно, какой список тем будет лежать на столе перед министрами двух стран, стоит обратить внимание на состав белорусской делегации.

Согласно сообщению пресс-секретаря правительства Беларуси также в переговорах примут участие первый заместитель премьер-министра Николай Снопков, министр энергетики Виктор Каранкевич, министр финансов Юрий Селиверстов, министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович, председатель концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков, чрезвычайный и полномочный посол Беларуси в России Владимир Семашко.

Список более, чем внушительный, если считать, что на кону обычные переговоры премьеров двух стран. Понять происходящее поможет состоявшееся на минувшей неделе заседание Группы высокого уровня.

Лукашенко считает, что РФ и Беларуси нужна глубокая интеграция в экономике

На уровне послов и экспертов там поднимались такие вопросы, как экологический налог на транзит нефтепродуктов, реэкспорт товаров через Беларусь, доступ к государственным закупкам.

Карты на столе

Присутствие в составе белорусской делегации Снопкова и Селиверстова намекают на то обстоятельство, что 1,5 миллиарда долларов заимствований, которые предоставила российская сторона далеко не предел для белорусской экономики.

Глава МАРТ в Москву отправился, конечно, чтобы обсудить снятие барьеров для белорусских товаров и беспрепятственный доступ к российским государственным закупкам, но помимо этого, наверное, будет подписано соглашение о повышении тарифов на транзит российской нефти.

Ранее стало известно, что белорусская сторона хотела увеличить их одномоментно более, почти на 25% мотивируя это, как выпадающими доходами от снижения прокачки российского сырья, так и налоговым маневром и компенсацией за грязную нефть. Компания "Транснефть" уже начала выплачивать положенное Мозырскому НПЗ. В таких условиях оставалось только действовать согласно межправительственному соглашению, а значит увеличивать тариф на размер инфляции, то есть на 6,7%. При этом формальности нужно соблюсти и бумаги подписать.

Присутствие председателя концерна "Белнефтехим" означает, что переговоры по поставкам нефти будут продолжены. Базовое соглашение с Россией было подписано, но при этом не были подписаны конкретные контракты по объемам поставок. Можно предположить, что также могут начаться переговоры о приобретении еще одного месторождения для самостоятельной добычи черного золота. Вероятнее, конечно, речь пойдет об экспортных поставках белорусских нефтепродуктов через российские порты.

Мозырский НПЗ начал получать компенсацию за "грязную" нефть

Ситуация пикантная уже потому, что Минск связывают договорные обязательства перед Клайпедой на несколько лет вперед, но белорусские чиновники имеют и поручение Александра Лукашенко потоки перенаправить во, чтобы то ни стало. В общем поле для переговоров широчайшее.

Камни преткновения

Белорусский лидер год назад своим указом ввел новый экологический налог на транзит нефти и нефтепродуктов, а также увеличил ставку налога на прибыль для предприятий, осуществляющих транзит. Дело в общем нужное, потому что таким образом аккумулируются средства в белорусском бюджете, в том числе, на ликвидацию возможных последствий чрезвычайных ситуаций.

Правда, белорусские власти объясняли это еще и тем, что такое решение позволит эффективнее изымать и перераспределять прибыль предприятия "Гомельтранснефть Дружба", которое является оператором магистрального нефтепровода.

Цель – благородная, задачи – предельно ясные. Оказалось, что транзитом нефтепродуктов в Беларуси занимается еще такое предприятие, как "Запад-Транснефтепродукт", которое является подразделением российской компании "Транснефть". Введение этих налогов серьезно ухудшило условия работы российской дочки.

Премьер Беларуси рассказал, как компенсировать потери от налогового маневра

В ходе заседания Группы высокого уровня обсуждалось и нежелание Российских железных дорог увеличивать квоту на составы для предприятия "Гранит" из Микашевичей, но, как оказалось, предприимчивые полешуки за прошлый год сумели поставить на российский рынок щебня больше, чем добыли. Откуда увеличение объемов догадаться можно.

Оценка отлично

В официальном сообщении российского правительства также говорится о том, что в Москве сегодня будут обсуждать борьбу с коронавирусной инфекцией и гуманитарные вопросы.

В ситуации с коронавирусом все идет как нельзя лучше, если смотреть сквозь призму сотрудничества двух стран. Регулярное общение медиков, передача медикаментов и специальных средств, скорый запуск выпуска вакцины – оценка отлично.

Стало известно, где будут производить "Спутник V" в Беларуси

Вместо постскриптума

Белорусская правительственная делегация вылетает из минского аэропорта в 11.15 и перед этим должен состояться протокольный подход к прессе, где, наверняка, все будет в мажорных тонах. Обратный вылет запланирован из Москвы на 17.30.

Плотный график намекает, что сложностей в двусторонних переговорах сегодня быть не должно. Возможно, они на самом деле будут носить чисто оперативный и обязательный характер, когда нужно подписать соглашения и договоры, которые накопились в пандемический период.

Вместе с тем, мы помним, как абсолютно протокольные визиты в российский столицу в бытность премьеров Румаса и Медведева превращались в многочасовые переговоры, когда правительственный борт откладывал вылет раз за разом.

Читайте также: