Фото

Бортничество Полесья в списке ЮНЕСКО: лучшие фото тысячелетней традиции

Культура бортничества Беларуси и Польши теперь под защитой ЮНЕСКО — древняя традиция пчеловодства 17 декабря вошла в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Включение элемента в Список ЮНЕСКО стало результатом совместной работы национальных комиссий по делам ЮНЕСКО, министерств культуры Беларуси и Польши, приграничных общин, неправительственных организаций и экспертов двух стран.
Удивительно, но на белорусском Полесье сохранилась уникальная традиция — бортевое пчеловодство. Это место, где она практически не прерывалась и передавалась из поколения в поколение.
Потомственными бортниками, например, можно считать семью Петра Гвоздя, живущего в Речице, который вместе с сыном Сергеем продолжает традицию своего деда и прадеда. Рядом с деревней Крынки Речицкого района стоит целый бортный лес, который насчитывает около 100 бортей. Некоторым колодам в этом лесу до 150-200 лет!
Михаил Флёрка из полесской деревеньки Симонический Млынок Лельчицкого района — тоже потомственный бортник. Лучшего рассказчика, популяризатора древнего лесного промысла в этом районе не сыскать. Флёрка ремонтирует старые борти, изготавливает и устанавливает на деревьях новые. На берегу речки Крушинка возле его дома растет много крушины — хороший медонос.
Рассказывал Sputnik и о других бортниках, сохраняющих уникальную культуру бортевого пчеловодства.
В чем уникальность древней традиции? Человек, который занимается бортным сбором меда, практически не вмешивается в жизнь пчел, оставляя ее максимально приближенной к жизни в натуральных условиях. В колоде пчелы создают свой микрокосм, где могут регулировать температуру и содержание углекислого газа, таким образом уничтожая паразитов. Здесь не применяются добавки промышленного парафина к сотам, сахар и лекарства для пчел, отравы для паразитирующих клещей.
Фото
Бортевой мед с тысячелетней историей: микрокосм в колоде
Бортевому пчеловодству в Беларуси больше 1000 лет. Это особый вид промысла, который упоминается в таких древних юридических документах, как "Русская правда" (право Киевской Руси) и статуты ВКЛ. ХVII-ХVIII столетия были золотыми веками для этого промысла. Бортный мед можно назвать нефтью средневековья и основным экспортным сырьем — трудно представить то время без восковых свечей и медовых напитков. С ХVIII века традиция постепенно вытеснилась колодным пчеловодством и рамочным. На это повлияло то, что с тех времен очень много леса экспортировалось в Европу.
На сегодняшний день, по подсчетам Ивана Осипова, энтузиаста возрождения традиции, живет около 190 бортников, во владениях которых до 1800 бортей. Бортничество возрождают и в Польше.
Смотрите в фотоленте Sputnik, как белорусские бортники Полесья сохраняют непростую, но очень ценную традицию.
1 / 25
Борти с медом, подвешенные на деревьях, можно увидеть до сих пор на Полесье, например, в деревне Погост. Удивительно, что здесь сохранилась уникальная традиция пчеловодства.
2 / 25
Бортевому пчеловодству в Беларуси больше 1000 лет. Это особый вид промысла, который упоминается в таких древних юридических документах, как "Русская правда" (право Киевской Руси) и статуты ВКЛ.
3 / 25
Традиция бортничества практически не прерывалась и передавалась из поколения в поколение. Некоторым колодам в полесском лесу до 150-200 лет!
4 / 25
Потомственными бортниками, например, можно считать семью Петра Гвоздя, живущего в Речице, который вместе с сыном Сергеем продолжает традицию своего деда и прадеда.
5 / 25
Рядом с деревней Крынки Речицкого района стоит целый бортный лес, который насчитывает около 100 бортей. Раньше у каждого хозяина были борти, но потом кто умер, кто уехал, у кого-то дети не захотели продолжать заниматься лесом… Но колоды не пропали, это же грех - губить пчел.
6 / 25
Быть бортником – это больше, чем быть просто пчеловодом. Нужно любить пчел, лес, традицию. Ведь если обычный пчеловод из рамочного улья может "выжать" 20-30 литров меда, то из колоды – 5-10.
7 / 25
Пчелы в колоде могут приносить мед первые три года, затем все соты нужно срезать и вычистить колоду, и через несколько лет они опять туда вернутся. Поэтому бортники держали много колод.
Человек, который занимается бортным сбором меда, практически не вмешивается в жизнь пчел, оставляя ее максимально приближенной к жизни в натуральных условиях.
8 / 25
В колоде пчелы создают свой микрокосм, где могут регулировать температуру и содержание углекислого газа, таким образом уничтожая паразитов. Здесь не применяются добавки промышленного парафина к сотам, сахар и лекарства для пчел, отравы для паразитирующих клещей.
9 / 25
Бортевой мед – на сегодняшний день единственный способ получить на 100% натуральный продукт пчеловодства. В других условиях получить его практически невозможно.
10 / 25
Михаил Флёрка из полесской деревеньки Симонический Млынок Лельчицкого района — тоже потомственный бортник. Лучшего рассказчика, популяризатора древнего лесного промысла в этом районе не сыскать.
11 / 25
Каждую неделю объезжает и осматривает свои ульи. Ремонтирует на усадьбе, а затем перевозит и установливает на краю поля неподалеку от дома в урочище Волчее новый улей.
12 / 25
Некоторые надо перевешивать, потому что в них годами почему-то не садятся рои. Некоторые приходится убирать из-за короеда, от которого Лельчицкий район назвали территорией бедствия — работники лесхозов вынуждены были вырезать много леса.
13 / 25
На берегу речки Крушинка возле его дома растет много крушины — хороший медонос. А здесь, в лесу, первыми зацветут орех и лоза, затем картофель в поле или другие овощи. Осенью большой взяток будет от вереска.
14 / 25
Затягивают улей дедовским способом — с помощью колеса, вручную.
15 / 25
Колесо делал еще дед Михаила — Николай Флёрка. Помогают установливать новый улей односельчане, рабочие Лельчицкого лесхоза.
16 / 25
Михаил Флёрка закрепляет улей на сосне.
17 / 25
Чтобы пчелы сразу начали работать, в чистый улей Михаил кладет пустые, но очень пахучие вощинки.
18 / 25
Привлекает пчел и медовый запах "оскодавы" - жидкости, которая остается от переплавки воска.
19 / 25
На сегодняшний день, по подсчетам Ивана Осипова, энтузиаста возрождения традиции, живет около 190 бортников, во владениях которых до 1800 бортей.
20 / 25
Бортнику Адаму Осенка из деревни Новое Полесье 76 лет. Он повесил колоду пониже, потому что из-за проблем со здоровьем тяжело взбираться на дерево.
21 / 25
На зиму ульи закрывают берестой или металлом. Ульи Осенки зимуют на огороде.
22 / 25
А вот борти Николая Романова можно найти на полях, в лесу, на берегах реки. К весне бортники спешат отремонтировать ульи и поднять на деревья.
23 / 25
Бортничеством занимаются во многих областях Гомельского района, традиция возрождается и в других белорусских регионах.
24 / 25
Бортный мед можно назвать нефтью средневековья и основным экспортным сырьем — трудно представить то время без восковых свечей и медовых напитков. С ХVIII века традиция постепенно вытеснилась колодным пчеловодством и рамочным.
25 / 25
Древняя традиция пчеловодства 17 декабря вошла в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.