Последние полтора месяца в Беларуси стало появляться все больше дворовых чатов, которые объединяют жителей домов, улиц и целых районов.
Такой способ самоорганизации, впрочем, существовал давно, хоть и не слишком массово: в основном чаты в различных мессенджерах были у некоторых товариществ собственников и активных жителей, которые хотели сделать свой двор лучше, решали вопросы благоустройства и устраивали соседские мероприятия.
С началом протестных движений подобные онлайн-комьюнити соседей стали появляться повсеместно. Примеры такой самоорганизации есть в каждом районе Минска и многих городах Беларуси. В сентябре группа энтузиастов запустила карту с чатами дворов dze.chat, где любой желающий может отметить чат своего района или улицы не только в Минске, но и по всей стране (а позже стали появляться сообщества и за пределами Беларуси).
Сейчас только по Минску отмечено почти 800 таких объединений. Но некоторые из них найти в Telegram уже не получится: по указанной ссылке чата больше не существует. Тем более не найти на такой карте и более радикальные, закрытые чаты: именно в таких группах можно увидеть явные и гневные призывы к переходу от мирных методов к "более действенным". Здесь обсуждают варианты силовых отпоров на акциях протеста, четче налажена организация совместных выходов на шествия и митинги, обсуждаются новые способы противостояния.
Большинство же сообществ жильцов походили бы на обычные соседские посиделки, о которых с ностальгией вспоминают старожилы районов, но информационную повестку и здесь в первую очередь формируют события в стране. Тональность каналов видна уже в их названии и аватарах, демонстрирующих политическую позицию.
В целом дворовые чаты похожи друг на друга: здесь люди обсуждают политику, репостят новости из крупных каналов, объединяются для решения бытовых проблем, пристраивают бездомных животных, организовывают соседские встречи. Подобные чаты активны практически в любое время суток, за день здесь появляется несколько сотен сообщений.
От спасения сквера до совместных воскресных митингов
Одним из первых соседских объединений стал чат "Грушвилль", созданный еще в начале августа 2018 года. На этом примере можно увидеть, как менялось его наполнение и что волновало соседей. Главной целью чата изначально была защита Грушевского сквера, который находился под угрозой исчезновения: часть зеленой зоны планировали отдать под застройку парковками и жилыми домами, а конфликт возник из-за решения "обрезать" сквер с 2,16 га до 1,72 га.
Уже тогда соседи задумывались о главных целях чата и высказывали идеи, что это должна быть некая общественная группа, которая бы отстаивала интересы района: "Что-то вроде товарищества, только для всей Грушевки… Чтобы предлагали идеи и концепции по улучшению и проталкиванию их", – писал один из пользователей 1 мая 2019 года.
Здесь активисты обсуждали план детальной застройки, делились ответами из администраций района и города, объявляли субботники, чтобы облагораживать своими силами территорию сквера. Как говорили сами обитатели чата, "грушвилльцы боролись за свою комфортную среду обитания".
Предложили здесь в свое время и идею "прогулок", отметив, что именно так можно создавать общественный резонанс. Уже тогда люди устраивали фестивали и совместные встречи в сквере (одна из первых прошла еще в мае 2014 года): мастер-классы, детские зоны, соседские чаепития и бесплатная ярмарка вещей.
Тогда же возникла практика оперативно сообщать о происходящем вокруг сквера. Например, заметив технику возле деревьев, соседи тут же делились фотографиями в чате, а люди оперативно собирались у сквера, отстаивая деревья.
В конце концов благодаря вниманию общественности и действию активистов в январе этого года сквер посетила председатель Совета Республики Наталья Кочанова, доложив о ситуации президенту. Александр Лукашенко принял решение, что Грушевский сквер должен быть сохранен. Это была первая победа объединившихся соседей.
Что волнует соседей
С конца марта в чате стала преобладать тема коронавируса, обсуждение статистики от Минздрава и мер безопасности. Соседи предлагали идеи, как обезопасить себя, скидывались на антисептики в подъезды.
С началом регистрации кандидатов в президенты коронавирусная повестка стала потихоньку сменяться политической. Уже тогда люди выдвигали предложения о блокировке дорог автомобилистами. Впрочем, некоторая часть чата относилась к таким рассуждениям скептически, называя собеседников "диванными политиками", и просила не засорять соседский чат.
Споры о том, каким должен быть чат, периодически возникают все это время. Администратор "Грушвилля" в более локальном сообществе "Розочка 97%" обозначил позицию своего чата и пояснил, почему некоторые отправляются в бан:
– Идеи не имеют права быть радикальными по причине понятия адекватности и уважения ко всем. Если кто-то решил поиграть в революционера, пусть идет и делает, что задумал. А моя первоначальная задача – сохранить чат как площадку для всех жителей района, и я готов пожертвовать несколькими радикальными обиженками.
За несколько дней до выборов в "Грушвилле" люди стали делиться "Памятками для протестующих" на случай столкновений: сцепки, советы по связи, одежде и экипировке.
А 9 августа соседи активно призывали друг друга идти на выборы, обсуждали проблемы с интернетом, которые начали появляться к полудню. Оперативно делились информацией с участков для голосования: разрешили ли фотографировать бюллетени, были ли шторки на кабинках – и другими новостями. Несмотря на предложения некоторых Telegram-каналов приходить на выборы к концу дня, люди все же советовали собраться на участок пораньше, чтобы без проблем проголосовать.
В этот же день ближе к вечеру стали появляться и первые призывы выходить на улицы, особенно когда на некоторых избирательных участках не вывесили итоговые протоколы.
В этот день в чате была активность до самого утра, несмотря на проблемы с интернетом. Люди делились рабочими прокси-серверами. Поздно вечером родители стали призывать друг друга не сдавать деньги на ремонт школы, переводить детей "от учителей, у которых проблема с совестью и математикой", считая, что голосование на их участке было сфальсифицировано.
Тогда же узнавали списки членов комиссии, скидывали их личные номера телефонов, предлагали распечатывать листовки с их именами по улицам и подъездам, а также призывали сообщать имена всех предполагаемых виновных в группы по деанону.
– Где узнать список членов комиссии? – спрашивала 10 августа одна из пользовательниц. – Моя дочь там учится, хочу знать врага в лицо.
Протест в режиме онлайн
Призывы крупных Telegram-каналов о действиях во время протестов появлялись и в дворовых чатах. Соседи предлагали целый день ездить и сигналить, хотя часть людей считала, что такая мера наряду с перекрытием дорог – не выход. Но люди понимали, что надо самоорганизоваться: помогать пострадавшим, узнавать, нужно ли что-то для больниц (кровь или медикаменты), подвозить горячие напитки и еду к волонтерам на Окрестина и к РУВД, откуда выпускали задержанных.
Многие понимали, что плана никакого нет, просто надо всем выйти на улицы. Но кто-то пытался сдерживать агрессивные настроения других соседей:
10 августа админ чата призывал людей открывать подъезды, чтобы в них могли забегать протестующие. К слову, не согласных с этим очень осуждали и сбрасывали личные данные в так называемые "черные списки" поддерживающих нынешнюю власть. Тем не менее, большинство соседей оставляли воду и медикаменты во дворах. Периодически осуждают тех, кто не выходит на улицы: "Сидим дома, значит, и больше никогда не жалуемся. Обсуждаем озеленение района".
Кто-то предлагал помощь в координации по телефону, пока не работал интернет. Те, кто сидел дома, наблюдали в окна и оперативно сбрасывали перемещение ОМОНа по двору, рассказывали, где и какие подъезды открыты.
Когда 12 августа в районе метро "Грушевка" на первую акцию вышли женщины в белом, мужчины активно их поддерживали. Как только кто-то стал блокировать дорогу, люди призывали фотографировать их, называя провокаторами (потом участники оправдывались, уверяя, что и это тоже мирный протест).
По субботам часто проводятся соседские мероприятия. Среди недели не редкость концерты с приглашением музыкантов, экскурсоводов, лекторов. Не так давно в Грушевский сквер приезжали соседи из Михалово, чтобы посадить деревья – груши и яблони, а закончилась встреча чаепитием и концертом. На неделе соседи могут собираться по нескольку раз, плюс районы активно приглашают друг друга на свои мероприятия и делятся афишами внутридворовых событий.
Каждое воскресенье люди обсуждают прошедшие митинги. В этот раз, 11 октября, люди всерьез были настроены больше не выходить в центр, а менять локацию и прекращать собираться на Стеле. Поддерживали друг друга и подбадривали тех, кто начал расстраиваться из-за неудач в протестах.
Когда на улицу выходят люди, админ чата просит остановить полемику на любые другие темы, не мешая координировать соседей, и сообщать им только о перемещении милиции и автозаков.
Онлайн-анонимность и безопасность
По большей части дворовые чаты открыты, попасть в них может любой желающий. Периодически здесь поднимаются вопросы о том, чтобы перевести их в формат закрытых бесед. Люди просят сделать хоть какую-то проверку на входе. Однако у большинства пользователей белорусского Telegram, активно обсуждающих политические события в стране, уже давно не стоит настоящее имя пользователя и скрыт личный номер телефона.
В повальной анонимности наряду с плюсами есть и трудности в идентификации "своих" и "чужих" – сотрудников органов, которые, по мнению пользователей, давно есть в каждом открытом дворовом чате. Многие видят выход в своеобразном фейс-контроле через админа или же подтверждении своей принадлежности к району через сброс геолокации или фотографии видов с балкона.
Благодаря недавним обновлениям Telegram в правах у каждого создателя чата появилась возможность скрыть себя и администраторов в настройках, а сообщения от них сделать анонимными. Поэтому побеседовать с создателями и администраторами оказалось практически невозможно. Те, что предпочли не скрывать себя в списке участников, от общения категорически оказались. В некоторых же чатах выйти на контакт с админами можно через специально созданный бот для отправки новостей в сообщество, но и там на контакт с журналистами идут неохотно.
С появлением первых сообщений о задержаниях администраторов дворовых чатов люди стали вести себя осторожнее: появился бан за открытые призывы к насилию и оскорбления, а в описания некоторых чатов добавилась информация, что админы не являются организаторами акций, не несут ответственность за сообщения участников, а лишь пытаются предоставить площадку для дискуссий соседям.
Кроме того, были попытки усилить безопасность. Так, в чате "Розочка 97" 12 октября администратор написала странное сообщение, что чат переезжает (в ранее созданную группу "Розочка"). Люди требовали пояснить причину, на что получили ответ "В целях безопасности". Администратор "Грушвилля" в беседе пояснил: "В целях сохранения чата и его недостижимости МВД пришлось передать права подальше от РБ".
Новичкам в дворовых чатах в первую очередь советуют поменять имя пользователя, если видят, что их можно идентифицировать, и по-доброму подшучивают, прося выкинуть в чат и паспорт. Кроме того, люди и сами периодически убеждают друг друга быть предельно осторожными в формулировках, не призывать к противоправным действиям, а иногда – делать это завуалированно: не "идем на митинг", а "идем гулять" и тому подобные.
Но мнения о том, каким должен быть протест, часто расходятся: кто-то считает, что некоторые методы уже выходят за рамки мирных, а так быть не должно, другие же парируют, что это самооборона.
Люди чувствовали потребность в лидере, призывали админов взять все в свои руки. Но чаще всего таких не находится, не считая периодических одиночных попыток отдельных соседей. Все же дворовые чаты больше походят на необычный пример самоорганизации без явных лидеров.
Читайте также:
- "Горите в аду": как травят за борьбу с протестной символикой в Минске – видео
- Милиция задержала участников радикальных чатов в Минске