Ровно в 10:00 сегодня по всей стране открылись избирательные участки для досрочного голосования на выборах президента Беларуси. Кто и зачем приходит голосовать так рано, ведь до основной даты голосования еще пять дней?
Корреспондент Sputnik Беларусь Ирина Букас побывала в одной из школ Первомайского района, где расположены сразу три избирательных участка, и посмотрела, как проходит первый день досрочного голосования.
Трудности оформления
Вход в школу – строго по звонку. Доброжелательная вахтер открывает дверь и уточняет: "Вы на выборы? Голосование только началось. Запишитесь, пожалуйста, в журнале".
"Это так необходимо?" – недовольно спрашивает одна из избирательниц.
"Такие правила", – разводит руками работница школы.
Записываюсь и я. Когда нужно поставить подпись, из-под журнала выскакивает таракан. Одергиваю руку, а вахтерша извиняется и начинает суетиться, чтобы прихлопнуть его. Насекомое сбегает.
Повсюду развешаны указатели, как пройти к избирательным участкам – не заблудишься. Решаю начать с того кабинета, где открыта дверь. Представляюсь журналистом и протягиваю председателю избирательной комиссии аккредитацию.
Предлагают присесть. Ради интереса засекаю время, как быстро меня оформят, пока мужчина внимательно рассматривает документ и куда-то звонит.
"Должна быть аккредитация министерства информации, а тут МИД", – говорит он кому-то на другом конце провода.
Пока осматриваю участок. Антисептик на входе в кабинет, кабины для голосования без привычных тяжелых штор. Некоторые избиратели оказываются весьма озадаченными, растерянно спрашивают "А где?.."
Перед членами комиссии по две парты – это позволяет соблюдать социальную дистанцию.
"Наши на месте, чужие – за дверью", – рапортует таинственному собеседнику председатель комиссии. Понимаю, что речь идет о трех официальных наблюдателях, которые сидят вдоль школьной доски, и о независимых, которые стоят перед кабинетом.
Председатель смотрит то на меня, то на аккредитацию. "Если нужно, я могу снять маску, чтобы вы убедились, что на фото – я. Кстати, а вам без масок не страшно?" – интересуюсь у членов комиссии.
"У нас дистанция 1,5 метра, а на случай, что кто-то придет и будет чихать и кашлять, у нас есть защитные экраны", – парировал сидящий за столом мужчина.
Спустя 20 минут выяснений, можно ли меня допускать на участок, мои данные все же записывают и разрешают поработать.
"Только не фотографируйте и не снимайте членов комиссии и наших наблюдателей", – предостерегают меня.
Для сравнения, на двух соседних участках хватает минуты, чтобы посмотреть мои документы, записать данные и пожелать удачи в работе. К слову, там все находящиеся на участке люди были в масках.
В прошлый раз голосовал, а сейчас нельзя?
Пока меня оформляли, на участок пришел молодой человек. Парень рассказал, что он военнослужащий и что снимает квартиру в одном из домов, который относится к этому избирательному участку. У него есть фото договора аренды, оригинал он оставил дома.
"Мы не можем вас допустить к голосованию. Нужен только оригинал договора", – объясняет ему женщина из избирательной комиссии.
"Я в прошлый раз приходил голосовал так. В чем проблема?" – кипятится парень.
"Фото – это не официальный документ. Вы же сами понимаете. Может, эту фотографию в фотошопе сделали", – попытался успокоить его председатель.
Мужчина все же продолжает спорить. Он уверен, что прав. Видно, его раздражает то, что происходит.
"ЦИК недавно дал разъяснения по этому поводу. Ничего нового, все так и раньше было. Возьмите оригинал договора и приходите позже", – посоветовали ему.
Парень с возмущением выскочил из кабинета, обещая прийти позже.
Наблюдатели в коридоре
Подхожу к независимым наблюдателям, которые ходят перед кабинетами и считают, сколько людей пришло. Они представляются Андреем и Антониной и говорят, что на сами избирательные участки их не пускают.
"В двух кабинетах из трех еще и двери закрыли, чтобы мы не могли ничего рассмотреть", – отмечают они.
Для обоих это первая избирательная кампания в качестве наблюдателей. "Это моя инициатива. Я увидел в этом возможность самому поприсутствовать и самому наконец-то увидеть, как происходит голосование. Мне интересно в этом всем разобраться. Уже даже сегодня какие-то интересные вещи наблюдаю и фиксирую. Впоследствии я смогу проинформировать какую-то часть общества, как все происходит", – рассказал Андрей.
"Это вообще мои первые выборы, мне 23 года. Есть вопросы, и я решила на них ответить, поучаствовав в этом процессе. Многие люди даже не знают, как все должно происходить, поэтому не обращают внимания на нарушения в рамках избирательной кампании. Для меня важно проследить, чтобы все было правильно", – объяснила Антонина.
По словам молодых людей, члены избирательных комиссий и официальные наблюдатели относятся к ним довольно воинственно. "Мы максимально вежливые, мы соблюдаем Избирательный кодекс, при этом постоянно натыкаемся на враждебное отношение. Чем оно вызвано, нам не понятно", – пожимают плечами они.
Голосуем за будущее
Людей, желающих проголосовать досрочно, не так много. Но они все же понемногу подтягиваются на участки. В основном это люди старшего возраста. Большинство из них не настроены общаться со СМИ. Кто-то пугается диктофона, кто-то отгоняет, как назойливую муху.
"Почему решили проголосовать досрочно?" – интересуюсь у пожилой женщины, которая вышла из кабинета.
"Отстаньте! Вам какое дело? Мне так надо", – недовольно ответила она, поспешно удаляясь.
Мужчина, вышедший с другого участка, оказывается более разговорчив.
"У меня есть время, поэтому решил сегодня прийти проголосовать. Я сейчас приболел, поэтому могу подойти в будний день. В выборах нужно участвовать, не участвовать – это плохо. От этого будущее зависит", – говорит Андрей Алексеевич.
Спустя несколько минут в один из кабинетов пытаются прорваться две женщины. Дверь не поддается. "Пришли голосовать, а тут дверь не открывается", – шутит одна из них.
Тамара Яковлевна пришла на выборы досрочно вместе с дочкой, поскольку испытывает проблемы со здоровьем и не уверена, что будет хорошо себя чувствовать в воскресенье.
"В основной день будет много народу. А мы с дочкой в группе риска, не хотим лишний раз людные места посещать. Вообще, мы всегда раньше приходим голосовать, чтобы не толпиться", – рассказала она.
Она уверена, что голосовать нужно обязательно. "Мы голосуем за свое будущее, за мирное небо над головой, за стабильность", – заключила она.
Проходит еще немного времени, на участок заходит еще одна женщина.
"Я-то проголосую, а к матери когда придете? Она инвалид, будет вас ждать", – строго обращается к членам избирательной комиссии она.
"9 августа, сейчас проговорим, как вам удобно", – отвечает председатель комиссии.
Пока решается вопрос, знакомимся. Бойкую даму зовут Лариса Александровна. Она решительно направляется в кабинку и так же решительно бросает в урну сложенный бюллетень.
"Я пришла сегодня, потому что хочу проголосовать за нашего президента. Чем раньше, тем лучше. За Лукашенко Александра Григорьевича. От этого очень даже конкретно зависит наше будущее. Лучше пока людей нет", – делится она со мной, выполнив свой гражданский долг.
Важно, при каком президенте доживать
В этот момент вход на свой участок ищет мужчина средних лет с маленьким сыном. Их направляют в правильный кабинет, папа голосует, а мальчик с интересом наблюдает за процессом.
"Все просто. Мы уезжаем, поэтому я пришел проголосовать сегодня. У нас отпуск начинается, открыли границы. Решили сразу ребенка в теплые страны хоть на пару недель вывезти. Вот и все", – улыбается он, но свое имя не называет.
Спустя десять минут на соседний участок юркнула невысокая женщина. Вскоре вышла, пряча в карман паспорт. Ее зовут Марина, проголосовать досрочно ее вынудили обстоятельства.
"Девятого меня просто в Минске не будет, поэтому мне сейчас удобно. Но не прийти вообще не могла. Я старая, мне 55 лет, мне важно, при каком президенте век доживать", – призналась она, уходя.
Буфета нет
На выходе из школы снова нужно записаться в журнал. Пока заполняю графы, заходят мужчина и женщина. Она – голосовать, ее спутник – за компанию.
"А где здесь буфет?" – спрашивает он у вахтера.
"Пока не работает, будет 9-го", – отвечает она.
"Ай, так что тут делать сейчас тогда", – машет рукой мужчина и смеется.
Буфет, который традиционно привлекает электорат невысокими ценами и ностальгическими блюдами, действительно не работает. Зато возле входа в школу стоит вагончик со стрит-фудом. Правда, он тоже пока закрыт. Хотя даже когда его откроют, не факт, что надписи "Гриль" и "Шаверма" привлекут избирателей. Все же, белорусам ближе чарка и шкварка. За них многие и идут голосовать.
Читайте также:
- Лукашенко обещает избирателям тонны пшеницы, а оппозиция - новые выборы
Лукашенко поручил Шейману обеспечить безопасность на избирательных участках
Страна будущего и отношения с Россией – что говорили кандидаты на радио?