Слышали и нецензурную брань. Медики – о жалобах и помощи во время пандемии

Как белорусы в эпидемию COVID-19 отнеслись к работе врачей, рассказали Sputnik медсестры, работавшие в "грязной зоне" больниц и участвовавшие в организации доставки инвалидам на дом жизненно важных рецептов на лекарства.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Одни могли позволить себе крепкое словцо, другие наоборот приносили врачам обеды и помогали разносить рецепты на препараты для пенсионеров и инвалидов. Что происходило с белорусами во время пандемии – глазами медсестер.

Вот уже вторую неделю Минздрав, Белорусский Красный Крест, областные, районные, городские исполкомы и различные администрации чествуют медиков, которые помогают людям по всей Беларуси справляться с коронавирусом. Sputnik же поинтересовался, а кого бы поблагодарили сами врачи, медсестры и фельдшеры.

Поведение пациентов

В пик эпидемии сотрудникам пульмонологического отделения ковидного корпуса пятой городской клинической больницы порой приходилось работать по 20 часов в "грязной зоне", чтобы оказать помощь инфицированным коронавирусом пациентам. Со слов старшей медицинской сестры этого учреждения здравоохранения Екатерины Цикото, тогда многие сотрудники заболели, и выходить на смену было практически некому.

Слышали и нецензурную брань. Медики – о жалобах и помощи во время пандемии

"Те, кто остался, понимали, что больше некому помочь людям и что на их месте может оказаться каждый из нас. Поэтому мы всю душу вкладывали", – вспоминает девушка.

К сожалению, не все пациенты отвечали медикам взаимностью. Как рассказала Екатерина, некоторые могли и прикрикнуть на врачей.

"Люди порой повышали голос, где-то нецензурное слово сгоряча роняли. Но мы понимали, что больным людям и так психологически тяжело, а тут еще, по сути, до конца неизученная инфекция", – поясняет она.

Были и пациенты, которые даже в медицинском учреждении пытались заниматься самолечением – требовали срочного подключения к аппарату искусственной вентиляции легких, перевода в реанимацию. Кто-то скандалы устраивал потому, что его не выписывали, кто-то жаловался, что его наоборот рано выпустили из больницы.

Волонтеры Красного Креста в пандемию помогли 32 тысячам белорусов

"Но мы все равно как-то работали, пытались найти общий язык со всеми", – поясняет старшая медсестра.

Самое же обидное, по мнению Екатерины, когда пациенты начинали говорить, мол, врачи получают большие деньги за борьбу с коронавирусом, а свои обязанности не выполняют на должном уровне.

"Да, нам платили, я не спорю. Даже были приятно удивлены такой помощью государства. Но свыше того, что делали, мы не могли делать. Отдавали полностью все. Не видели своих родных близких месяцами. Были с пациентами на одной волне", – уточнила девушка.  

Организация питания

Со слов старшей медсестры, в пик эпидемии персоналу, работающему в ковидном корпусе, зачастую не хватало времени даже на то, чтобы выйти в "чистую" зону и поесть. Да и возможности готовить у врачей не было – они сутками не выходили из медицинского учреждения или ночевали в номере гостиниц, который им выделили, чтобы они случайно не принесли инфекцию домой. Некоторым передавали "тормозки" родные, но большинству молодых специалистов приходилось попросту довольствоваться лапшой быстрого приготовления с сосисками. Само учреждение не могло обеспечить питанием персонал, но тут неожиданно с больницей связались волонтеры Красного Креста.

Слышали и нецензурную брань. Медики – о жалобах и помощи во время пандемии

"Изначально нам позвонила Оксана (главный специалист Минской городской организации Белорусского Общества Красного Креста Оксана Дуденас – Sputnik), спросила, нужно ли нам что-то. Мы оказались в полной растерянности, потому что не привыкли, когда нам кто-то помогает. Но потом сказали о существующих проблемах с питанием, и представители благотворительной организации предложили кормить наших сотрудников, которые работают с ковидными пациентами", – вспоминает Цикото.

Вначале врачам начали привозить обеды, а потом и завтраки. В продуктовые наборы обычно входили супы, салаты, картофель с грибами и курицей или другие гарниры с мясными блюдами.

"Мы сообщали волонтерам, сколько нас работает в смену, и они привозили такое же количество порций. Еда очень нравилась, всегда с сотрудниками смеялись, что не похудеем никогда в таких условиях", – улыбается врач.

Сейчас, по словам Екатерины, работникам больницы стало полегче лечить людей: количество зараженных уменьшилось, и тяжелые формы пневмонии встречаются уже реже, плюс люди начали более спокойно относиться к данной ситуации. Старшая медсестра подмечает, что народ сейчас прислушивается к рекомендациям врачей, не боится находиться дома в самоизоляции на стационарном лечении, более ответственно относится к своему здоровью.

Слышали и нецензурную брань. Медики – о жалобах и помощи во время пандемии

Доставка рецептов

Во время эпидемии Минздрав призвал пожилых граждан и инвалидов, для которых коронавирусная инфекция является наиболее опасной, остаться дома для самоизоляции. Чтобы они не выходили на улицу, с конца февраля социальные работники организовали доставку продуктов, а медики – рецептов. Нагрузка на поликлиники и социальные службы при этом оказалась колоссальной. Их сотрудники трудились на износ.

"В нашем районе обслуживания около 12 тысяч льготников – пенсионеров и инвалидов, которые получают медикаменты. Они обычно приходили в поликлинику, а тут нужно было всем им доставить рецепты. При этом часть наших врачей ушли работать с ковидными больными и контактами первого уровня. Кто-то принимал температурящих. А кто-то вообще уволился. Людей не хватало. Нам нужна была помощь", – поясняет главная медсестра 13-й городской поликлиники Раиса Виноградова.

Слышали и нецензурную брань. Медики – о жалобах и помощи во время пандемии

Врачи не понимали, как выходить из сложившейся ситуации, но и здесь их поддержали простые люди, ставшие волонтерами Белорусского Красного Креста. Вместе с медиками они организовали четкую систему доставки. Пожилые люди звонили в поликлинику и сообщали, что им необходимы определенные лекарства. Сотрудники поликлиники выписывали рецепты и аккуратно раскладывали их по конвертам, учитывая место жительства адресатов. Далее все это передавалось волонтерам. А те уже разносили рецепты по квартирам или оставляли их в почтовых ящиках.

Хлеб, чеснок, молоко и поговорить: как корреспондент Sputnik стал волонтером

"Представляете, какое это счастье? Вначале к нам в поликлинику в среднем приходили по шесть волонтеров, потом десять. Было – и по тринадцать. Представляете? Тринадцать дополнительных сотрудников. Для нас это какие-то цифры неимоверные. Так что вы напишите, чтобы через всю статью проходило "огромное спасибо" от медиков всем людям, которые не остались стоять в стороне, а помогали нам во время пандемии", – напоследок просит медик.

Напомним, что активно помогал врачам не только Белорусский Красный Крест, но и БСЖ, ряд краудфандинговых платформ и многие другие. Так, к примеру, средства для приобретения аналогов аппаратов ИВЛ для Витебской больницы удалось собрать за 22 часа.