Сизифов труд: конфликт в Донбассе, надежда на мир и причины ухода Кучмы

Колумнист Sputnik Александр Шпаковский размышляет, почему после остановки горячей фазы за счет Минских соглашений в 2015 году сторонам противостояния по-прежнему не удается сделать следующий шаг в переговорах и урегулировать конфликт в Донбассе.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Конфликт в Донбассе, который унес жизни более 13 тысяч человек, продолжает оставаться фактором дестабилизации региональной и международной безопасности, несмотря на потуги враждующих сторон и зарубежных посредников достичь компромисса на направлении мирного урегулирования в соответствии с Минскими соглашениями.

Грызлов прокомментировал уход Кучмы из контактной группы

Вместе с тем, внутри переговорного процесса происходят достаточно занятные вещи, указывающие на попытку перезагрузить матрицу диалога, однако пока без особых результатов.  

Сейчас сложно делать прогнозы, насколько стоит смотреть в будущее с оптимизмом, так как многие события выглядят достаточно противоречиво. Особенно это касается украинской стороны, где команда президента Зеленского по-прежнему занимается политическими танцами в отношении Донбасса, когда последовательность действий можно описать как "шаг вперед, два назад".

Звонок Путину и надежда на мир

22 июля на заседании Контактной группы в Минске стороны согласовали пакет "дополнительных мер по прекращению огня", в соответствии с которыми уже 27 июля в Донбассе должно было наступить "полное перемирие". Украинский лидер Владимир Зеленский впоследствии назвал договоренности "прорывными", и действительно, согласно тексту документа, предполагались реально эффективные меры, включая запрет на наступательные и разведывательно-диверсионные действия, использование летательных аппаратов, применение любого огня, размещение тяжелого вооружения в населенных пунктах.

Особого внимания заслуживает также механизм исполнения соглашения: перемирие приводится в действие прямыми спецприказами армий сторон, которые не могут быть отменены в одностороннем порядке. 

Минские соглашения не нуждаются в расшифровке, заявляют в Кремле

Дальше – больше, и уже 26 июля по инициативе украинской стороны состоялся телефонный разговор Зеленского с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которого украинский президент подтвердил свою приверженность достигнутым договоренностям, а Москва как международный посредник акцентировала внимание на важности соблюдения перемирия всеми участниками конфликта. Параллельно военно-политическое руководство самопровозглашенных республик ДНР/ЛНР также заявило о "неукоснительном соблюдении" перемирия с 27 июля, соответствующие приказы были отданы вооруженным формированиям "народных республик".

Кроме того, отдельные источники опубликовали сведения о том, что Украина к тому же взяла на себя обязательство законодательно закрепить особое положение Донбасса в составе страны, что соответствует Минским соглашениям, однако долгое время именно этот пункт являлся основным камнем преткновения на пути мирного урегулирования.

Дело в том, что в украинских правящих кругах распространена фобия относительно того, что децентрализация ослабит государственность, не позволит проводить однозначный курс на евроатлантическую интеграцию, а республики Донбасса, в свою очередь, не готовы к реинтеграции без гарантий соблюдения своих интересов. 

Как бы там ни было, но в обществе в очередной раз появилась хрупкая надежда на мир, которая подкреплялась готовностью руководства Украины, подтвержденной на самом высоком уровне, да еще и в переговорах именно с Россией, что еще некоторое время назад было абсолютным табу для официального Киева.

Был содержательный разговор – Песков об общении Путина с Зеленским

Сизифов труд

Однако дальнейшие события развивались, к сожалению, в традиционном для украинской политики ключе.

В Киеве у здания офиса президента прошли протестные выступления представителей "партии войны" из националистических и парамилитарных организаций, которые сейчас пытается обхаживать бывший президент Украины Петр Порошенко. Его политическая партия "Европейская Солидарность" выступила одним из организаторов акции. Сам Петр Алексеевич на митинг не явился, так как, несмотря на сонм уголовных дел в отношении него, уехал на отдых в Турцию, что в условиях пандемии недоступно сейчас абсолютному большинству украинцев.

Необходимо отметить, что протестующие вели себя достаточно радикально, хотя их количество и не превышало нескольких сотен. Выдвигались требования о прекращении разоружения на передовой, введении запрета на предоставление особого статуса Донбассу, а также о возбуждении уголовного дела по статье "Государственная измена" за заключение перемирия на юго-востоке Украины.

В обращении к населению радикалы обвинили Зеленского в подрыве обороноспособности страны, предательстве национальных интересов, а в качестве вишенки на торте содержался прозрачный намек о том, что украинскому президенту "пора собирать чемоданы и ехать в Ростов", то есть проводились прямые аналогии с судьбой Виктора Януковича.

Причем аналитики отмечают, что, несмотря на малочисленность националистических протестов, игнорировать подобные настроения в обществе Владимир Зеленский, рейтинг которого, согласно последним опросам, снизился до 37%, просто не решается.

Бондаренко: прекращение огня в Донбассе — лишь первая стадия

То есть внутри страны перемирие снова было неоднозначно воспринято активным националистическим меньшинством, которое, в отличие от окружения Зеленского, в очередной раз демонстрирует готовность отстаивать свою позицию с использованием любых средств и методов, а также навязывать свою волю пассивному большинству украинского народа.

Что касается обстановки в зоне конфликта, то долгожданное перемирие так и не наступило, вялотекущие вооруженные столкновения продолжились, и стороны в традиционной манере обвиняют друг друга в нарушении договоренностей.

Это значит, что после остановки горячей фазы за счет Минских соглашений в 2015 году сторонам противостояния и международным посредникам по-прежнему не удается сделать следующий шаг в переговорах и перевести конфликт в Донбассе от режима "малой интенсивности" к режиму полноценного прекращения огня. Немалую роль здесь играют внутриукраинские противоречия, не позволяющие проводить в жизнь однозначную политику, а постоянные шараханья Киева и оглядка на мнение радикалов, в свою очередь, дестабилизируют переговорный процесс и изначально ставят под сомнение реалистичность исполнения любых достигнутых договоренностей.

То есть, возникла парадоксальная ситуация, когда войну остановить удалось, а мира добиться не получается, и в этих условиях закономерным выглядит решение бывшего президента Украины, многоопытного Леонида Кучмы уйти с поста руководителя украинской делегации в Трехсторонней контактной группе. В сложившейся ситуации работа Кучмы напоминала труд персонажа греческой мифологии Сизифа, приговоренного после своей смерти богами катить на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз. Увы, но именно так пока выглядит процесс мирного урегулирования в Донбассе, однако никаких иных вариантов, кроме поиска путей урегулирования согласно букве Минских соглашений, не существует. Возможно, этот процесс займет еще годы, однако худой мир всегда лучше войны, и обнадеживающим фактором является готовность всех вовлеченных сторон вести переговоры, что само по себе уже является достижением.

*Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.