Больше двух лет назад музыкальный мастер Андрей Шклёда из Пинска, не найдя работы по своему профилю, принял решение переехать в Польшу. В мае нынешнего года вместе с семьей он вернулся на родину. В Кудричах – вымирающей, но обаятельной деревне, за которой закрепилась слава полесской Венеции – он открыл собственную мастерскую. Здесь он будет создавать музыкальные инструменты по старинным образцам.
По заданию президента
О Кудричах, пожалуй, не слышал только тот, кто совсем не читает новости. Заброшенная деревушка в глубине Полесья на берегу Ясельды прославилась далеко за пределами Беларуси. Камышовые крыши хат из потемневшего бруса, борти на деревьях, настоящая полесская глухомань – казалось, прошлому уникального места суждено остаться в забвении.
Но в мае нынешнего года у Кудричей появился шанс на возрождение. Сюда с семьей, супругой и сыном, переехал пинчук Андрей Шклёда.
Почти два года мастер прожил в Варшаве. В Беларуси работу его золотых рук не оценили, потому мужчина решил попытать счастья на чужбине. "Психанул и уехал в Польшу", – коротко объясняет полесский мастер.
Случилось это после того, как Андрей своими руками повторил уникальную скрипку Гварнери выпуска 1673 года – итальянского мастера уровня Страдивари. Инструмент сделали по заданию президента: в случае успеха в Минске открылась бы своя фабрика музыкальных инструментов.
"Я делал ее два с половиной месяца из архангельской ели. На заседании комиссии она звучала не хуже Гварнери. Но меня на презентацию даже не пригласили, а скрипка не подписана моим именем", – объясняет полесский мастер.
Производство в Минске все же открыли. На работу взяли несколько мастеров – уже после возвращения Андрей дал им несколько мастер-классов. Вот только устроиться преподавателем сам пинчук не может: отсутствие "корочки" – для бюрократии непреодолимая преграда.
При этом учебного заведения, где мастер Шклёда мог бы подтвердить свои навыки, в Беларуси тоже нет. Как нет ремонта музыкальных инструментов в перечне видов деятельности. Это значит, что официально ремонтом Андрей заниматься не имеет права.
"Правда, мой учитель Юрий Дубновицкий – он делает лютни в Пинске – в свое время добился, чтобы в перечень видов ремесленничества внесли скрипки, так как она считается белорусским инструментом. Теперь можно делать лиры, гусли, дуды, лютни", – говорит мастер из Кудричей.
"Слышите, как пчелы гудят: у-у-у?"
Сейчас Андрей занят обустройством семейного гнезда. Пока предыдущая хозяйка не вывезла свои вещи, новый хозяин не может до конца привести дом в порядок. Но вокруг уже посажен огород: на грядках мастер безуспешно борется с сорняками – плодородная полесская почва и дикая природа берут свое.
У крыльца сушится черника: свежую ягоду мастер собирает на чай. Андрей и его семья – вегетарианцы, так что питаться семья планирует с собственных грядок.
В деревню приезжает автолавка. Слышно, как соседи громко зовут друг друга: не опоздайте! Но семья Шклёда за покупками не идет. Андрей приобрел каменные жернова: зерно он мелет сам – говорит, так получается и вкуснее, и дешевле.
"А еще недавно купил у соседа лодку. Правда, она дырявая – нужно просмолить. Хочу на ней по Ясельде ходить. Мясо и рыбу я не ем, так что это будет скорее просто транспорт", – замечает Андрей.
Работы по дому впереди еще много: пинчук планирует постелить в доме новые полы, переложить печку, навести порядок в сарае, сплести из лозы забор вокруг участка. В какой-то момент мастер замолкает и прислушивается.
"Слышите, как пчелы гудят: у-у-у... Надо их забрать из-под пола и в колоду пересадить", – дает себе еще одно задание собеседник Sputnik.
Дерево мастер искал даже в Карпатах
Совсем недавно Андрей закончил работу над двумя скрипками. Мастер объясняет, что удовольствие это не из дешевых. За самый дешевый инструмент, колесную лиру для многодетной семьи, он попросил 500 долларов, хотя инструмент стоил дороже.
"Вообще цена инструмента может доходить до трех тысяч. Но дороже тысячи восьмисот я ничего не продавал. Для Беларуси это неподъемные суммы. Дороже был только клавесин в Мирский замок. Но это и работа другая: он сам огромный, вдвоем делали", – объясняет пинчук.
В целом стоимость инструмента зависит от нескольких факторов. Играют роль порода дерева, отделка, настройка звука – у недорогих скрипок она не такая тонкая. Для дуды, например, используется натуральная бычья кожа: за один только мех нужно выложить 80 рублей.
Процесс это тоже небыстрый. Деке скрипки нужно отлежаться две недели, чтобы принять окончательную форму. За это время мастер успевает сделать другие детали: гриф, колки, вторую деку.
"Создание музыкальных инструментов – это как шахматная игра, надо знать места. Звук попадает на деку, и формируется звуковой поток. И когда соседние зоны деталей не соединяются, это место выпадает и скрипка не звучит. Почему об этом не пишут книги? Потому что каждое дерево индивидуально, и сначала его нужно изучить", – добавляет собеседник агентства.
Имеет значение и климат места, где собирается инструмент. На Полесье, по словам Андрея, высокая влажность, поэтому лучше заниматься изготовлением зимой. Впрочем, это важно только для скрипок: если она попадает из влажных условий в сухие, дерево быстро ссыхается и лопается.
"За некоторыми породами дерева я специально ездил за границу. Шесть лет назад поехал в Карпаты, там нашел огромный клен, которому было сорок пять лет. В дуде, например, нужен еще и металл: его жидким прямо в дерево заливают – получается красивый орнамент", – показывает инструмент Андрей.
Аплодируют все соседи
На пронзительный, переливчатый звук дуды приходит сосед. По словам мастера, играет на своем дворе он довольно часто. Иногда специально приезжает на пешеходную улицу в Пинск. И даже если в Кудричах послушать никто не приходит, заканчивается выступление всеобщим признанием: аплодируют все соседи. Коренным жителям приятно вспомнить, что и в их деревне когда-то звучала родная музыка.
По словам Андрея, жалейка была привычным развлечением для пастухов. "Рылю" – колесную лиру – часто брали на свадьбу или Купалье. Этот инструмент подходит любому: чтобы извлечь звук, достаточно крутить колесо.
В паре с дудой, признается мастер, выходит лучший аккомпанемент для народных песен. Не так давно в деревне Кнубово Андрей играл на дуде и колесной лире всю ночь напролет.
"Но дудари могут максимум полчаса играть, иначе можно потерять сознание. Я однажды полтора часа играл – и такое состояние было, что аж повело... Но это очень хорошо для здоровья. Я стал хорошо петь, потому что тренируется диафрагма и раскрывается гортань", – говорит мастер Шклёда.
"С двадцати я уже даже немного известным начал быть"
Андрей рассказывает, что музыкальные инструменты делает с 14 лет – первой была балалайка. В 16 свои творения мастер уже продавал. А в 17, говорит пинчук, "аж гай шумел!" Чертежи инструментов Андрей искал в архивах и специальных книгах.
"С двадцати я уже даже немного известным начал быть. Я и играю на всем, и могу сделать любой музыкальный инструмент. Контрабасы, гитары, виола д’амур, виола да гамба, клавесин. Смычковые, клавишные, духовые..." – перечисляет мастер из Кудричей.
Сейчас заказчики находят Андрея в основном через интернет. В числе его клиентов не только обычные белорусы. Барочную гитару он сделал для одного из фильмов Никиты Михалкова, лютня его работы засветилась в недавних "Авантурах Пранціша Вырвіча". На сделанном Шклёдой органе теперь играют в воскресной школе при кафедральном костеле Минска.
А однажды с просьбой изготовить гитару к пинчуку обратился нью-йоркский корреспондент газеты "Таймс" Адам Гудман. Испания, Польша – список стран, где когда-то прописались инструменты Андрея, можно продолжать долго.
"Моя мечта – доделать мастерскую. Чтобы было все круто, как я хочу. Ну и чтобы наши музыкальные инструменты не забывались. Чтобы на них играли и они не пылились на полках", – заключает собеседник агентства.
Читайте также на Sputnik:
- Люди на болоте: как вместе с водой уходит жизнь из белорусской Венеции
- Только для талантов: как звучит единственная в Беларуси скрипка Гварнери
- Фугетта из Медведичей: уникальная находка и неопределенное будущее