На днях на заседании Рады союза художников Беларуси было принято решение о начале ликвидации УП "Комбинат декоративно-прикладного искусства имени А. Кищенко".
Председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик подтвердил эту информацию: творческий союз, производственной базой которого являлся комбинат, оказался не в состоянии самостоятельно оплачивать налоги и выплачивать зарплату его сотрудникам.
Накопившееся долги решено структурировать следующим образом: из 9 тысяч производственных площадей планируется оставить в собственности Союза только пятьсот квадратных метров, на которых разместить станки и оборудование для сильно сокращенного производства.
Казалось бы, в условиях коронакризиса банкротство предприятия – дело обычное. Подумаешь, закроют комбинат, где ткут гобелены да керамику делают! Разве без этого нельзя прожить? На самом же деле речь идет о непоправимом ущербе, который может быть нанесен белорусской культуре.
Ситуация в нашей республике не уникальная. При советской власти творческие союзы были проводниками идей партии и, пусть по остаточному принципу, но все-таки финансировались. Ныне государство оставило творцов в покое, но и без бюджетных денег. Каждый выживает, как может. Белорусский союз художников – не исключение. Колумнист Sputnik, сам в прошлом секретарь Союза кинематографистов БССР, решил разобраться: что все-таки случилось с Борисовским комбинатом декоративно-прикладного искусства им. Кищенко?
Помогите, люди добрые!
И это не преувеличение, потому что уничтожается единственное в Беларуси предприятие, где создаются произведения ручного художественного ткачества – гобелены, уничтожается уникальная школа знаменитого Кищенко, того самого, кто создал "Гобелен века", достояние не только белорусской, но и мировой культуры.
Справка Sputnik.Высота "Гобелена века" — 19 м, ширина — 14 м. Вес произведения — 286 кг. Длина нити — 806 км. Соткан вручную из натуральной овечьей шерсти на комбинате декоративно-прикладного искусства в Борисове. Гобелен создавали 5 лет. Над ним трудились 11 ткачих. На полотне около 100 фигур – практически все великие люди планеты Земля за весь ХХ век. На самом верху гобелена художник изобразил себя и президента РБ Александра Лукашенко.
Это последнее произведение Александра Кищенко, вошедшее в "Книгу рекордов Гиннесса", выставлялось всего семь раз, последний – в Банке развития в Минске.
Сейчас "Гобелен века" находится на так называемом ответственном хранении, как раз на комбинате-банкроте.
Гобелен, надо отдать должное, проветривают, обрабатывают некими химикатами, но люди-то его не видят!
А теперь, когда предприятием будут владеть не художники, а некий новый хозяин, станет ли он тратить деньги и иные ресурсы на эту процедуру, без которой великий шедевр просто истлеет?
Кто виноват и что делать?
Ныне на одну треть "Гобеленом века" владеет семья народного художника Беларуси Александра Михайловича Кищенко. Еще одна треть принадлежит государству в лице Художественного музея Беларуси, а по третьей части владения гобеленом и вовсе идет суд. Выкупить это произведение полностью может либо очень богатый человек, либо государство, либо некий фонд, начав сбор народных пожертвований. А может быть, кто-то из кандидатов в президенты сохранит белорусскому народу его достояние?
Вдова художника Нина Владимировна считает, что не важно, кто владелец, главное сохранить шедевр в целости и сохранности.
Она очень надеялась на проект архитектора Воробьева, который предполагал строительство пристройки к Национальному художественному музею, где бы разместились работы Кищенко, в том числе и "Гобелен века", но увы, по информации председателя Белорусского союза художников господина Глеба Отчика, данный проект не одобрен городскими властями.
Впрочем, справедливости ради отметим, что на площадях комбината планируется создать музей декоративно-прикладного искусства имени А.М. Кищенко, где будут размещены наиболее значимые произведения, в том числе и "Гобелен века". Тем более что в будущем году Борисов объявляется культурной столицей Беларуси, и такой объект был бы кстати.
Вот только непонятно: как он будет там храниться? Его натянут на два барабана и по частям будут демонстрировать экскурсантам?
К потерям следует прибавить и тот факт, что из Борисова уникальные ткацкие станки отправят в Минск, но куда? Пока еще не известно, где можно их разместить. А кадры?
Идет, можно сказать, "под нож" и производство сувениров "Слуцкий пояс". Они ведь также производились на комбинате имени Кищенко! Да-да, упрощенные копии тех самых "настоящих поясов", изготавливающихся по старинной технологии в Слуцке, которые президент Лукашенко с гордостью дарил самым высоким гостям Беларуси! Простые же люди могли иметь "пояса", весьма похожие на настоящие. Неужели и это обстоятельство никого не обеспокоит?
Белорусской керамики больше нет
Нет, не то чтобы ее вовсе нет в магазинах, просто нет белорусской керамики ручной работы, которую заменили "шедевры" из Китая и Украины, так сказать, импортозамещение наоборот. Почему? А все из-за банкротства Борисовского комбината, который руководство союза художников не смогло спасти в полном объеме.
А ведь казалось бы, что белорусские гобелены, "слуцкие пояса", самобытная керамика давно доказали свою конкурентоспособность на мировом рынке произведений искусства, так почему бы не попробовать взять кредит, найти спонсоров? Возникает к тому же руководству СХ Беларуси вопрос: куда будут деваться десятки выпускников академии искусств, тех самых художников-керамистов или гобеленщиков, если разрушится уникальная производственная база союза?
Впрочем, может быть, я сгущаю краски, и все обстоит не так мрачно, но даже если десятая часть моих опасений имеет место, то стоит задуматься о том, что потушить очаг культуры легко, а вот возродить его очень и очень трудно.
*Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.