Уберечь ребенка от вируса – в поисках оптимальной стратегии защиты

В день защиты детей и первый день каникул мама маленькой школьницы Вера Дашкевич призадумалась о том, что нынешняя ситуация поставила многих родителей перед непростым выбором, что для ребенка опаснее: риск заболеть или домашнее заточение.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Я из тех сумасшедших мамашек, которые в разгар эпидемии водили ребенка в школу. Очень сомневалась, очень тревожилась, но водила. При том, что у меня в принципе была возможность оставить дочь дома: к тому моменту офис уже перевели "на удаленку". Но опыт двух недель работы дома с ребенком (во время продленных каникул) показал: это очень непросто и для нее, и для меня.

Вместо линейки пожелания в классе: как уходят на каникулы во время пандемии

Она не может занять себя с 9 до 18, а я не могу постоянно отвечать на ее многочисленные вопросы о мотивах поступков тех или иных персонажей из телевизора (да-да, телевизора и компьютера стало в разы больше) и искать сотую причину, почему сейчас не могу с ней поиграть в "Мемори". Я раздражалась, она злилась, все то и дело искрило...

Был вариант выпускать ее на площадку (пару раз отпускала) – но там другие дети, по сути контакты, с которыми ребенок, как ты его ни учи, ну не будет держать дистанцию – как держать дистанцию в догонялках или соблюдать правила гигиены на качелях, на которых катаются по очереди. Это был мой самый нелепый опыт этой весны, когда я однажды попросила семилеток на площадке не подходить друг к другу...

Детей, кстати, на площадках все эти месяцы было довольно много. И я понимаю почему: удержать их дома сложно для психики – и для детской, и для родительской...

Возможно, для детей постарше, способных себя занять, или даже для одногодок моей дочери, которые умеют играть одни, оставаться дома целыми днями этой непростой весной не было проблемой. Но не для нас. Поэтому, когда стало известно, что удлиненные каникулы заканчиваются, мы решили вернуться в школу, но только на занятия, без обедов, прогулок и продленок.

Предвидя упреки – а как же вы не подумали об учителе, его здоровье, потенциальных рисках для него? – скажу: перед тем, как возвращаться в класс, честно позвонила педагогу с вопросом "Идти или не стоит?". Педагог сказала идти, и мы пришли.

Дети и самоизоляция: как организовать онлайн-занятия в замкнутом пространстве

Таких, как мы, в нашем классе оказалось сначала семь, а через неделю-полторы уже 14. Помню, очень удивилась, встретив в классе мальчишку, чья мама, точно знаю, не выпускала своего сына на площадку, опасаясь вируса, тщательно следила, чтобы он не общался на улице с другими детьми. На мой вопрос "Как?!" был ответ "Больше нет сил..."

Из двух зол: школа на пару часов, где дети сидели по одному за партой и были заняты делом, и улицей, где они на свежем воздухе и бесконтрольно коммуницируют, мы с той мамой выбрали школу. После школы опять же человеку было чем заняться: прочитать, сосчитать и написать свои пару предложений. Дочь была при деле, я смогла работать, градус напряжения (да и тревожности) дома ощутимо снизился. Ушел и повод понервничать из-за бесконтрольного общения на площадке: вечером вдвоем просто садились на велосипеды и ехали кататься.

Причем даже когда стало известно, что в нашей школе обнаружился коронавирус – его выявили у сотрудницы столовой, – мы с мамой того мальчишки не перестали водить детей в школу. Хотя, признаюсь, серьезно понервничали...

Сейчас, в самом начале летних каникул, понимаю, что стою перед той же дилеммой: отправлять ребенка в лагерь – школьный или какой-нибудь частный – страшно, а оставлять дома эмоционально непросто.

Педиатр объяснил, почему детям вредно носить маски, несмотря на COVID-19

Пока выбрали дом и частично дачу. Попробуем. Хотя допускаю, что на три месяца терпения и сил может не хватить, и мы опять будем искать осторожные варианты организации детского времени в каком-нибудь коллективе. Потому что "больше нет сил, хоть будет при деле", как сказала вторая моя знакомая мама, записывая дочь в частный лагерь на первую же смену. В школу они, кстати, не ходили.

Очевидно, что в этой принципиально новой для нас ситуации нет универсальной стратегии защиты. Дети разные (кто-то может занять себя сам, кому-то непременно нужна компания), и родители разные с разными возможностями. Болеть плохо: вирус новый, ведет себя непонятно. Но и жить в постоянном стрессе, повышенной тревожности и на эмоциях – не здорово... Кстати, детей на площадках к концу мая стало ощутимо больше. Похоже, даже самые ответственные родители сдаются, устали. А вирус же пока не ушел, риски сохраняются...

Совсем махнуть рукой на риски – на мой взгляд, плохая стратегия. Так же, как и полностью забаррикадироваться дома и никуда не выпускать ребенка. Для себя я выбрала (и продолжаю ее придерживаться) тактику осторожной активности (по сути жизни, потому что жизнь в заточении – не жизнь): стараюсь чрезмерно не рисковать физическим здоровьем, но беречь и психическое. И свое, и ребенка. В конце концов научить ребенка правильно рисковать – это ведь тоже по сути защита от будущих страхов и самостоятельных необдуманных шагов.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции