Стефания Станюта родилась 13 мая 1905 года в Минске в семье художника. Михаил Станюта был известен как портретист и любитель светской жизни. Мать Христина Ивановна была из крестьян.
Жизнь при царе запомнилась будущей актрисе, прежде всего, встречей с императором. Точнее мимолетным эпизодом: маленькая Стефания была в группе школьниц, которые приветствовали Николая II на пригорке на Соборной площади (сегодня площадь Свободы).
Первая страсть: танцы
В гимназии Стефания увлеклась танцами, за гибкость и грациозные движения ее прозвали Лили. С возрастом она стала сбегать на танцы при каждом удобном случае.
Губной помады не было, потому макияж советские барышни наносили при помощи гофрированной красной бумаги, аккуратно позаимствованной с портретов вождей.
Возможно, именно танцы сыграли определяющую роль в ее профессиональной судьбе, предполагает в своей книге, посвященной матери, сын актрисы Александр Станюта. С 1918 году Стефания Станюта уже работала статисткой, хористкой и танцовщицей в Первом товариществе белорусской драмы и комедии, которым руководил Флориан Жданович. Через два года на базе товарищества был организован Первый Белорусский театр, который позже был переименован в Национальный академический театр имени Янки Купалы.
Театр: первый провал и несыгранная роль
Первую театральную роль Стефании Станюте доверили в 16 лет. В Товариществе Ждановича ставили пьесу Владислава Голубка "Ганка". Начинающей актрисе досталась небольшая роль Химки, нужно было выйти на сцену и сказать: "Ганка в колодце утопилась". Вместо этого зрители услышали "Химка в колодце утопилась". Зал расхохотался, дебютантка в ужасе убежала со сцены…
Потом были учеба в Москве в Белорусской драматической студии при МХАТ и работа в Витебске в только что созданном Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа. В родной Купаловский Стефания Станюта вернулась в 1932 году и больше ему не изменяла. За более чем полвека сыграла около 200 ролей.
Но одна так и осталась несыгранной. Ее сын Александр Станюта утверждает, что Стефания Михайловна мечтала о роли Неизвестной. "Можно без слов, только движения, пластика, — был бы отзвук того моего давнего, молодого времени. И так раскрыть характер и себя, чтобы зритель забыл, кто он в этой своей жизни, и окунулся бы в мир прекрасного и таинственного, в мир искусства, а значит, вечного", — говорила актриса.
В 70 лет она садилась на шпагат, в 80 шокировала молодых артистов Купаловского своей физподготовкой: в спектакле "Тры Іваны — тры браты" ее злая Каргота дралась с Иванами на равных с кувырками и переворотами. И в 90 она еще выходила на сцену.
Кино
Впервые в кино Станюта сыграла в 1958 году. В силу возраста играла мам и бабушек. Переломной стала роль Дарьи в фильме Ларисы Шепитько и Элема Климова "Прощание". После этой картины Стефания Михайловна стала по-настоящему знаменитой. Эту роль и сама актриса считала этапной. До того времени каждый раз сжималась когда слышала команду "Мотор!". Слишком уж отличалась специфика создания образа в кино и более привычном для нее театре.
"В театре образ, над которым работаешь, растет постепенно. И слышишь дыхание зрителей, они как бы корректируют тебя в этом образе. Каждый раз рождается это впервые. А в кино — по кусочку, по кадру все делается, от и до, долго не видишь целого… Но точно могу сказать: после "Прощания " иначе как-то стала чувствовать себя. Свобода появилась, смелость", — признавалась актриса.
Украшения
У Стефании Станюты было еще одно увлечение — это украшения. Но не привычные — из золота и камней, а из желудей, ягоды шиповника и рябины. Актриса собирала их сама, добавляла кукурузу, фасоль и делала "свае пацеркі". С 1970 года была членом клуба "Природа и фантазия", где ее знали как мастерицу Стефку. Свои поделки она с удовольствием раздаривала друзьям. Но и сама носила.
"У меня для каждого наряда есть бусы, которые его дополняют", — говорила актриса.
Стефания Станюта ушла в ноябре 2000 года. Прощание состоялось в родном Купаловском театре.