Видео

Дмитрий Мезенцев: отец одиннадцать раз писал рапорт, чтобы попасть на фронт

Посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев поделился со Sputnik воспоминаниями об отце, Федоре Дмитриевиче Мезенцеве. Его рассказ – в проекте Sputnik "Фронтовая перекличка".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Начало войны будущий полковник Федор Дмитриевич Мезенцев встретил на Дальнем Востоке – рядовым железнодорожных войск в Приморском крае.

Чтобы попасть на фронт, он 11 раз писал рапорт, но пока Верховное командование не убедилось в том, что военных действий на Дальнем Востоке не будет, не могло переместить на фронт находящиеся там войсковые группировки.

Умер в 52 года: дедушка сенатора Воробьева прошел всю войну

Военную историю отца для Sputnik согласился рассказать посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев.

"Отец Федор Дмитриевич Мезенцев принадлежит к поколению миллионов фронтовиков, которые не видели для себя иного выбора, кроме как идти на фронт. У него был напористый, неколебимый характер. В очередной раз подав рапорт с тем, чтобы его направили на фронт, он получил добро и уехал на девятимесячные курсы – фронтовой цикл – в Училище железнодорожного сообщения им. Фрунзе в Ярославле", – вспоминает Дмитрий Мезенцев.

А получив звание младшего лейтенанта, Федор Мезенцев был направлен на Третий Белорусский фронт.

Войска фронта в 1944 году вышли к границе с Восточной Пруссией. Сейчас уже очевидно, что тем офицерам, которые отправлялись в Восточную Пруссию, судьбой было уготовано участвовать в битве за Кенигсберг.

Федор Дмитриевич тогда был уже командиром взвода. И так как с первых дней призыва в Красную армию он служил в железнодорожных войсках, то получил задание вместе с личным составом заниматься перешивкой западноевропейской колеи на всесоюзную в преддверии боевых действий.

Эдуард Ханок о военной истории отца: дошел до Берлина

Задача эта была чрезвычайно трудоемкой, ведь немцы приваривали рельсы к железным шпалам. Занимаясь перешивкой колеи с личным составом, Федор Мезенцев попал под обстрел. Больше суток железнодорожники не могли подняться с насыпи. Благодаря выдержке, ни одного солдата взвод тогда не потерял.

Но этот рассказ, который Дмитрий Федорович слышал от отца, скорее исключение из правил. Федор Мезенцев не любил рассказывать о войне, а его сын признает – и вовсе не встречал фронтовиков, которые становились бы многословными, когда речь заходила о боевых действиях.

Среди наград Федора Дмитриевича – медаль "За взятие Кенигсберга". Много лет спустя его сын, Дмитрий Федорович, читал представление отца и к Ордену Красной звезды. Копия этого особого для семьи документа хранится дома.

Грузовик против самолета: "Дед несся по полю, немецкий летчик несся за ним"

"Мы к 85-летию отца в Подольском архиве запросили личное дело полковника Мезенцева. Это представление к высокому боевому ордену я тоже получил. На нем вверху перьевой ручкой было написано – "вручена медаль "За боевые заслуги". Наверное, посчитали, что такой высокий орден для младшего лейтенанта – достаточно высокая оценка, и уровень был снижен до медали за боевые заслуги. Знаковая медаль для всех фронтовиков", - вспоминает Дмитрий Федорович.

В 1944 году за должностью командира взвода последовало назначение замполитом роты, затем стал комсоргом батальона, следом – работа в газете, а потом снова должность замполита роты.

"В 1945 году он снова вернулся в газету и до 1975-го года служил в армейской печати. Репортерский характер – напористый, боевой – он пронес через всю жизнь", - вспоминает отца Дмитрий Федорович.

А ведь до призыва в Красную Армию Федор Дмитриевич окончил художественное училище в Сталинграде. И до последних лет, пока позволяло зрение, он радовал семью рисунками.

Cенатор Козлов рассказал об освобождавшем Европу отце

"Помню, если мы куда-то уезжали хотя бы на несколько дней, то по приезде находили рисунки, которые отец развешивал по стенам квартиры. На всех мы находили свои собственные образы. Это творческое начало, которое сочеталось с жесткой волевой компонентой, помогало служить в газете, видеть новые сюжеты и повороты судеб людей, о которых он писал", – говорит Дмитрий Федорович.

Воспоминания Дмитрия Мезенцева об отце смотрите на видео Sputnik в проекте "Фронтовая перекличка".

"Фронтовая перекличка" – традиционный проект пресс-центров Sputnik Ближнее Зарубежье. В 2020 году мероприятие будет проводиться в третий раз. Но ограничительные меры по причине пандемии COVID-19 внесли коррективы.

Видеомостов, связывающих пресс-центры разных редакций, не будет. Будут публиковаться видеоролики с известными гражданами и государственными деятелями этих стран, которые расскажут семейные истории об участниках Великой Отечественной войны.