Мировой рынок нефти и интересы Беларуси: важно не упустить момент

Спрос на нефть по-прежнему снижается вследствие пандемии коронавируса, и в ближайшей перспективе эти тенденции сохранятся.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Одна из важнейших проекций мирового экономического кризиса – это битвы производителей на нефтяном рынке, которые привели к рекордному за последние 20 лет падению цен на сырую нефть.

Нефть ушла "в минус": что происходит и что будет дальше?

По итогам торгов на Лондонской межконтинентальной бирже (ICE) в понедельник, 20 апреля, стоимость фьючерсов нефти Brent снизилась до 27 долларов за баррель, а нефти WTI – ниже 15 долларов за баррель. Последняя по итогам торгов в Нью-Йорке и вовсе ушла в минус. При этом цена российской нефти сорта Urals находится в пределах отметки 15-17 долларов за баррель.

Необходимо признать, что для белорусской экономики нефтеперерабатывающая отрасль имеет стратегическое значение, а значительная доля отечественного экспорта, особенно на украинском и европейском направлениях, представлена продуктами нефтепереработки. Поэтому для нашей страны грамотная оценка и прогноз развития обстановки на нефтяном рынке крайне важны, чтобы выстроить оптимальную коммуникацию с партнерами – поставщиками сырья.

Не было бы счастья…

Основной причиной, приведшей к падению цен на нефть, стал провал переговоров в рамках организации нефтедобывающих стран ОПЕК, когда участники формата и партнеры не смогли договориться о совместной стратегии поведения на рынке. В частности, Саудовская Аравия настаивала на снижении объемов добычи на дополнительные 1,5 миллиона баррелей в сутки, в то время как Россия выступала против.

Пандемия коронавируса, торможение экономической активности по всему миру и значительное снижение потребления нефти Китаем добавили дровишек в пламя нефтяной войны, что привело к колоссальному ущербу для отрасли во всем мире, а экономика ряда стран, особенно зависящих от экспорта нефти, оказалась на грани катастрофы.

Председатель концерна "Белнефтехим" проверил резервуарный парк нефти

Парадоксально, но для Беларуси кризис на мировом нефтяном рынке оказался в определенном смысле благом и поспособствовал успеху в переговорах с российскими компаниями-поставщиками, которые, несмотря на появление альтернативных источников, остаются основными партнерами отечественных НПЗ. На настоящем этапе цена российской нефти для нашей страны составляет около 4 долларов за баррель (около 29 долларов за тонну), что примерно в 12 раз ниже расценок, по которым Беларусь закупала нефть из РФ в 2019 году.

При этом немаловажно, что партнерам удалось договориться о поставках без каких-либо премий, а ранее размер премиальных выплат составлял около 12 долларов за тонну нефти.

Найденный компромисс между переговорщиками, удачная внешняя конъюнктура позволили правительству нашей страны достичь успеха на стратегическом переговорном треке.

Вместе с тем, очевидно, что данный успех является ситуативным и во многом обусловлен внешними факторами. По-прежнему весьма актуальной остается задача по обеспечению альтернативных поставок нефти в Беларусь, а также форсированию создания единого энергетического рынка ЕАЭС, что в перспективе приведет к устранению надоевших нефтегазовых споров и оздоровлению интеграции.

Перспективы нефтяного рынка?

Цена на российскую нефть несколько выросла с начала месяца, когда Urals торговалась на уровне 10,54 доллара за баррель, что было минимальным значением с марта 1999 года. Однако 9 апреля состоялась видеоконференция участников ОПЕК и партнеров организации (формат ОПЕК+), в результате чего крупнейшие в мире производители нефти договорились о рекордном сокращении добычи. Ожидается, что общая добыча в мире в мае-июне 2020 года снизится примерно на 20 миллионов баррелей в сутки.

Предварительный итог соглашения ОПЕК+: это сделка, и она не бессрочна

Однако данное соглашение вступает в силу только со следующего месяца, при этом арабские производители уже успели заключить контракты на поставки значительных объемов нефти с дисконтом для покупателей. Кроме того, судьба любых договоренностей зависит от честности участников в соблюдении своих обязательств, а зарубежные информагентства сообщают, что саудовская государственная кампания Saudi Aramco продолжает демпинговать на мировом рынке.

Кроме того, спрос на нефть по-прежнему снижается вследствие пандемии коронавируса, и в ближайшей перспективе эти тенденции сохранятся.

Именно поэтому цена на нефть, которая пошла вверх после заключения сделки ОПЕК+, обнадеживающих заявлений Владимира Путина и Дональда Трампа, снова начала падать в последние дни. При этом оценки самой сделки ОПЕК+ в мире и в России в частности серьезно разнятся. Например, совладелец "Лукойла" Леонид Федун сравнил заключенные соглашения с "тяжелым и унизительным Брестским миром", который в обстановке изнурительной гражданской войны вынуждено было подписать советское правительство в 1918 году.

Однако здесь нужно помнить, что казавшаяся тогда триумфатором кайзеровская Германия вскоре пришла к полному краху, а сделанная уступка позволила большевикам выиграть время, одолеть своих противников и вернуть большую часть утраченных территорий.

Двойственный эффект: что принесет Беларуси и миру падение цен на нефть

Ряд экспертов высказывают мнение, что нефтяной рынок постепенно будет восстанавливаться, хотя ожидать стремительного роста цен на нефть в ближайшие месяцы не стоит. В таких условиях отрасль нефтепереработки становится маржинальной, и Беларуси необходимо сделать все возможное для использования выгодного момента и создания стратегических запасов сырья.

Хотя, безусловно, наряду с уменьшением спроса на нефть рекордно снижается спрос на топливо, например, в той же России потребление бензина в условиях самоизоляции снизилось практически вдвое, в ряде стран Евросоюза падение составило до 70 процентов. Вместе с тем снижение спроса не оказывает существенного влияния на цены, а с началом восстановительного периода в мировой экономике спрос возрастет, соответственно, продукция отечественной нефтянки будет востребована. В свете нерадостных прогнозов о последствиях коронакризиса для экономики нашей страны это может быть очень кстати.

Остается надеяться, что правительство сумеет грамотно распорядиться открывшимися возможностями, когда "не было бы счастья, да несчастье помогло".

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции