МИНСК, 27 мар – Sputnik. В Бресте рассмотрели апелляцию по делу российского врача Вячеслава Спиридонова, которому грозит тюрьма за сувенир из Италии, решение областной суд вынесет 31 марта, передает корреспондент Sputnik.
Уже пять месяцев московский врач находится в брестском СИЗО. В октябре 2019 года он возвращался из Европы в Россию через Брест. На белорусско-польской границе таможенники обнаружили у него пакетик курительной смеси Саnnabis Legale – сувенир, легально купленный в официальном табачном магазине в Милане. Из-за него Спиридонова задержали и отправили под арест.
В январе суд Московского района Бреста признал мужчину виновным в хранении наркотиков и приговорили к трем годам колонии усиленного режима. С этим решением ни сам Вячеслав, ни его жена Екатерина и адвокат были не согласны и подали апелляцию, которая рассматривалась в областном суде Бреста.
Добраться до суда Екатерине было на этот раз непросто. В связи с распространением коронавируса границы закрыты, а многие рейсы поездов отменены. Пересадками через Минск к назначенному времени она все же приехала на апелляцию. Вместе с ней прибыл в Брест друг Вячеслава Дмитрий Судаков. Он был одним из тех, кто в день задержания на границе ехал со Спиридоновым в машине.
Во время ожидания начала апелляции Екатерина призналась, что волнуется и надеется на положительный исход. Мужа она не видела с января. Из-за коронавируса посещения в СИЗО отменили. Связь с супругом она поддерживает с помощью писем.
"Я Вячеславу написал уже около 30 писем. Но от него ответа приходится ждать чуть ли не месяц", – рассказал Судаков.
Из писем стало известно, что Вячеслав сидел какое-то время с 71-летним норвежцем, которого задержали в Бресте по обвинению в хулиганстве. В СИЗО пожилому иностранцу стало плохо, и Вячеслав смог оказать первую медицинскую помощь, тем самым спас его. Это подтверждает и начальство брестского СИЗО.
Ирония судьбы или нет, но именно в пятницу в областном суде в то время, как рассматривалась апелляция по делу Вячеслава, в соседнем зале слушали дело норвежца.
Сомнения в экспертизе
Стартовала апелляция с ходатайства адвоката Спиридонова. Он в очередной раз высказал мысль о неверном подходе белорусских специалистов к определению психотропных веществ. Поэтому сторона защиты просила о комплексной повторной экспертизе, во время которой хотела бы получить ответы о количественном определении ТГК (психоактивные тетрагидроканнабинол) в курительной смеси, которую вез Вячеслав Спиридонов. В ходатайстве адвокат также просил узнать, при какой концентрации ТГК может причинять вред человеку. Но ходатайство было отклонено.
Позже адвокат пояснил, чем вызваны были сомнения в неверном подходе белорусских специалистов во время проведения экспертизы по содержанию психотропов в легальной конопле – том самом пакетике курительной смеси Саnnabis Legale. Сторона защиты обращала внимание, что неверные результаты могли быть получены, если была нарушена технология исследования, и, к примеру, было плохо вымыто оборудование, на котором исследовались пробы вещества. Частицы, оставшиеся от предыдущей экспертизы, могли в таком случае быть и в результатах экспертизы по делу Спиридонова. Но больший вопрос у защиты Вячеслава возникал по поводу исследования пробы вещества.
"Для пробы эксперт взял большое количество исследуемого вещества – легальной конопли – 0,1 грамма. Но никогда такой большой массы не брали на подобные экспертизы. Берут десятитысячные количества, а тут – десятая часть. И из этой десятой части эксперт взял только одну тысячную в шприце. А остальное куда делось? Испаряя пробу, специалист увеличивал концентрацию того запрещенного вещества. Это то же самое что на литровую банку воды капнуть миллилитр спирта, и этот миллилитр спирта эксперт найдет и скажет, что вода в банке – спиртосодержащая жидкость", – аргументировал адвокат Спиридонова.
Спорные доводы в обвинении
Возник вопрос у стороны защиты по некоторым статьям, которые легли в основу обвинения. В частности, целый состав преступления был обозначен на основании закона, который утратил силу еще в 2017 году.
Не считал обоснованным адвокат и тот аргумент, который присутствует в обвинении, что якобы Спиридонов осознавал, что везет через границу запрещенный товар. Как аргументировал защитник, российский врач купил курительную смесь в магазине Милана, где несколько раз уточнял у продавца, легальное ли это вещество – он не стал бы рисковать ради 0,6 грамма конопли.
Поставил вопрос адвокат Спиридонова и о том, а есть ли вообще объект преступления? В данном случае речь идет о вреде здоровью.
"Вячеслав Спиридонов приобрел коноплю как седативное средство. А то количество наркотического вещества, которое содержится в курительной смеси, никак не окажет воздействия на организм", – отметил адвокат
Были и еще несколько аргументов заключения суда Московского района Бреста, которые оспаривал адвокат Спиридонова. Он затронул и вопрос конфискации машины Mercedes, на которой Вячеслав пресекал границу. Ее, по решению суда, хотят забрать как предмет совершения преступления. В то же время сторона защиты отмечает, что пакетик с коноплей находился не в машине, а в переносной сумке, которая была при Вячеславе. Кроме того, авто – собственность не обвиняемого, а его жены.
После всех возражений на несколько минут слово взяла прокурор. Сторона обвинения в очередной раз прошлась по пунктам правонарушений Спиридонова и отметила, что все возражения, которые были высказаны адвокатом обвиняемого, не имеют достаточных аргументов для того, чтобы быть приняты ко вниманию и повлиять на уже существующее решение суда.
В пятницу в деле российского врача точка не была поставлена. Решение областной суд вынесет 31 марта.
"Надежда на положительный исход есть. Но когда слышишь государственного обвинителя, который никаких доводов не приводит, становится грустно и боишься, что будет беззаконие", – поделилась своими переживаниями Екатерина Спиридонова.