Россия последней из всех других соседей Беларуси в полночь 18 марта закрыла свои границы, чтобы предотвратить распространение COVID-19. Теперь попасть туда могут только россияне, дипломаты и белорусы с видом на жительство в РФ. И так будет до 1 мая.
Корреспондент Sputnik Ирина Букас съездила на белорусско-российскую границу и посмотрела, как проходит первый день карантина.
Едем на восток
В 00:00 российская граница закрылась, а утром мы выдвинулись в ее сторону по трассе М1, чтобы посмотреть, что же поменялось за последние 12 часов. Показалось, что машин в сторону Москвы едет меньше, чем обычно – и легковушек, и грузовиков. Дорога практически свободна.
На встречной полосе поток ощутимо больше. Много фур, в основном на российских и европейских номерах. Видимо, одни едут в рейс в европейские страны, несмотря на карантин, вторые возвращаются домой. И те, и другие, судя по всему, встретятся в очередях на границе с Европой.
Зеленый человек в медицинской маске
Все, кто хоть раз ездил на машине в Россию, знают, что фактически границы между нашими странами нет: пограничный режим упразднили еще 25 лет назад. Никаких привычных пунктов пропуска и суровых стражей. Обычно просто вежливые пограничники останавливали авто, чтобы проверить паспорта и пожелать доброго пути. Так было до сегодняшнего дня. А как теперь, когда Россия закрылась из-за опасности распространения коронавируса даже от Беларуси?
Даже заметить не успели, как подъехали к границе, к пункту пропуска "Редьки" – "Красная горка". О том, что мы у цели, свидетельствует стела с двумя флагами – белорусским и триколором – и надпись "Россия" рядом с ней. Ни шлагбаумов, ни колючей проволоки. Чуть поодаль – люди в зеленой камуфляжной форме. Решили познакомиться с ними поближе и расспросить о том, что происходит.
"Добрый день. Ваши паспорта", – обратился к нам мужчина в камуфляже с надписью "ФСБ России" и в медицинской маске. Признаемся, что паспорта у нас белорусские, вида на жительство в РФ у нас нет, а сюда приехали, чтобы узнать, как проходит первый день с закрытой границей.
"Вы читали наше постановление? Мы пропускаем граждан России и белорусов с видом на жительство и дипломатов. Вообще вы границу уже пересекли", – суровеет пограничник.
Но он все же делает скидку на то, что мы журналисты, объясняет, где развернуться, и забирает паспорт корреспондента в качестве залога того, что мы объедем разделительное заграждение и вернемся. Так и делаем. На обратном пути он отдает документ и желает доброго пути.
"Сегодня машин мало. Все, кто хотел проехать, сделали это вчера. Видимо, люди уже почитали постановление о закрытии границы, уже в курсе, что не пустим. Машины на белорусских номерах пропускаем, но там люди с видом на жительство", – на прощание делится наблюдениями он.
Машин, желающих въехать в Россию, практически нет. Проезжают всего пара-тройка легковушек на российских номерах. Пассажиры показывают паспорта пограничникам и спокойно двигаются дальше. Перед импровизированным погранпостом останавливаются и несколько фур на российских номерах. Они демонстрируют документы и беспрепятственно проезжают – их закрытие границы не касается.
Страхи страховщиков
На обратном пути подъезжаем к стоянке с киосками страховщиков. Ветер гуляет, машин нет. Мужчина, завидев машину на минских номерах, спешит к нам.
"Страховка нужна?" – с надеждой спрашивает он и очень разочаровывается, когда узнает, что мы журналисты.
Работает с утра – и ни одного клиента, говорит он и представляется Андреем.
"Жду вот легковушку или фуру какую хоть. Почему вот россияне ездят туда-обратно, а нашим нельзя?" – задает риторический вопрос он.
Говорит, если работы не будет, придется идти в отпуск за свой счет.
"Пока другую работу не ищу, буду смотреть по ситуации. Что-то будет", – улыбается он.
Заходим навестить его коллегу в киоске. Сразу признаемся, что мы не клиенты, но женщина по имени Алла за стойкой очень оживляется, когда узнает, что мы делаем репортаж. По ее словам, прошлые два дня поток машин был огромный: все хотели успеть въехать в РФ.
"Вчера машина в машину шли, а сегодня клиентов нет никого. Утром подъехали туда, к российским пограничникам, узнать, кого пускают. Они сказали, что только россиян и тех, у кого вид на жительство. Не пустили таджиков в машине на европейских номерах, которые из Германии домой возвращались. Как они к себе попадут, не знаю", – пожимает плечами она.
Пока зарплату платят, на работу возят. А что будет дальше, пока неясно.
"Не знаю, может быть, за свой счет отправят. Мы даже не представляем! Вряд ли нам будут в отсутствие клиентов платить. Хотя кому сейчас отпуск нужен, все же лето ждем", – вздыхает Алла.
Она не видит смысла закрывать границы из-за коронавируса.
"Россиян же домой пускают, а они тоже могут ехать уже с коронавирусом. Ну и чем это поможет? Закрывали бы уже все границы во все стороны, если хотят обезопасить себя. А так это какой-то политический ход, я думаю", – делится собеседница.
Женщина призналась, что у нее в России неподалеку от границы родственники, и как теперь к ним ездить, вообще не понятно.
"А Радуница же скоро, у многих на территории России родственники похоронены…" – вздыхает страховой агент.
В этот момент на стоянку заезжает фура на польских номерах. Спешим поговорить.
"Ой, нет", – отмахивается водитель, когда слышит, что мы из информационного агентства.
"Что думаете про закрытие границ с Россией? Как это отразится на вашей работе?" – спрашиваю у него, не теряя надежды на разговор.
"Да все отлично!" – заверил он и захлопнул дверь кабины прямо перед носом, как бы давая понять, что аудиенция закончена.
Пустынная заправка
На последней перед границей заправке в сторону России ни одной машины. В магазине на кассе скучают две девушки-заправщицы.
"А, так вы не клиенты", – разочарованно говорит одна из них, когда начинаю расспрашивать ее о ситуации.
"На себе ощутили, что клиентов меньше стало, особенно легковых машин. Прошлые дни было много людей, а сейчас никого", – рассказала девушка-блондинка.
По словам ее коллеги, сейчас только фуры и спасают.
"Что-то да будет", – засмеялась она.
Коронавируса здесь не боятся. Главное – соблюдать меры безопасности и правила гигиены.
"И вирус не пройдет", – говорят работницы заправки в один голос.
Глядя на их улыбчивые лица, хочется верить, что так и будет.
Читайте также:
Белорусский перевозчик о закрытых границах: неразбериха и мало информации
Водители устали: что происходит на границе, где очередь из фур уже 12 км
- Белорусские пограничники рассказали, что будет с фурами после закрытия границ
- Беларусь в кольце карантинов: все соседи Беларуси временно закрыли границы