Белорусский музыкант семь лет отыграл в оркестре в Беларуси и уехал в Южную Америку: Sputnik узнал, ради чего молодые специалисты покидают родную страну – и не жалеют ли об этом после.
Сергей Мурычин окончил Академию музыки в Минске. Собеседник много лет проработал в отечественной филармонии, а еще в государственном симфоническом оркестре. Признается, что работу искренне любил: и само дело, и людей вокруг – именно здесь нашлись друзья и удалось получить опыт.
"К большому сожалению, не развита в Беларуси музыкальная культура. Не ценится ремесло, музыканты мало зарабатывают. Можно работать в нескольких местах, но молодому специалисту без жилья в Минске придется очень трудно. Меня в Беларуси ничто не держало кроме, конечно, родных и близких друзей. Два года я проходил распределение, жил в общаге. Потом еще год – готовился к чему-то, искал", – начинает рассказ герой.
А потом взял и уехал – в Эквадор.
За границу – копить на квартиру или бизнес
Сергей исколесил с гастролями почти всю Европу, был в Азии. В очередной раз он покинул родную страну чуть больше месяца назад – в Эквадоре трудится его приятель, от которого кларнетист и узнал, что в местном оркестре освободилось место.
По его словам, многие музыканты уезжают на заработки за границу – копят на жилье или бизнес. В оркестр Эквадора стекаются люди из разных уголков мира – Сергей познакомился с ребятами из Одессы и Москвы, многих других городов России, из Армении.
"У оркестра отличное финансирование: некоторые живут здесь уже 15-20 лет, имея счета в банках. Я решил: пока молод, незачем тратить свое время в Минске. Я проживу здесь минимум год – делая то, что умею, то же, что делал дома, только получая за это гораздо больше", – рассуждает он.
Зарплата позволяет местным музыкантам арендовать жилье и покупать все, что требуется для комфортной жизни, а еще откладывать приличную сумму (которая достигает порой и тысячи долларов). Хватает и других плюсов: это, как минимум, климат и большая вода.
"Когда я приехал сюда впервые, просто кричал: не верилось, что буду жить в 40 минутах езды от океана. Эквадор славен тем, что тут есть разные климатические зоны: я живу в городе Гуаякиль, в 250 километрах от второй столицы Кито: когда у нас 30 градусов тепла, там может быть 20, а в курортном городке Баньос неподалеку вчера вообще было плюс три. Комфортную погоду можно выбрать", – восхищается парень.
Другой мир?
"Это другой мир. Европа похожа на себя: где бы ты ни был, понимаешь, что ты в Европе. В Китае – как на другой планете, и в Эквадоре тоже. Я не успел за месяц познакомиться со страной близко, могу сказать только, что мне тяжело привыкнуть к погоде и бюрократии – тут кругом бумажки, порой на элементарные вопросы уходит уйма времени. А еще многие говорят, что здесь цветет коррупция", – говорит Сергей.
Эмигранты со стажем рассказывали ему, что 20 лет назад в Эквадоре почти ничего не было. А теперь есть все: торговые центры с бутиками и масс-маркетом, гипермаркеты, всего хватает.
"Никаких дефицитных продуктов – куча отличной молочки и выпечки, вкусная кулинария, множество фруктов и овощей, конечно. Кроме того, почти все дешевле и невозможно нарваться на просрочку", – говорит он.
Ходовая валюта – доллар. Килограмм манго стоит меньше доллара (к слову, оно растет на деревьях по всему Эквадору). Кило свинины обойдется примерно в шесть долларов; за целую курицу придется отдать около 3-5 долларов.
"Надо сказать, что звери тут не знают, что такое сено: они круглый год едят зеленую траву, так что по вкусу мясо совсем другое", – поясняет Сергей.
Не видел пьяниц, не слышал брани
"Сдают тут и квартиры, но чаще – целые этажи в двух- или трехэтажных домах, пустые или с мебелью. Квадратура везде большая: мой приятель фактически живет в четырехкомнатной квартире, отдавая 400 долларов (полагаю, в Беларуси она обошлась бы не меньше, чем в тысячу).
А "однушка" в Эквадоре – это всегда квартира с отдельной спальней, просторной кухней и большой гостиной (ее просто не считают комнатой). В зависимости от района такая обойдется в 200-250 долларов в месяц", – рассказывает белорусский музыкант.
Подземки в городе нет, зато есть что-то вроде наземного метро: отдельная полоса в середине дороги, по которой курсируют довольно быстрые и длинные автобусы. А еще, делится Сергей, очень развит "убер", он тут дешевый (от 3 до 8 долларов за поездку в пределах 20 километров).
"Местные (преимущественно типичные испанцы) – улыбчивые и любезные люди. Конечно, обмануть могут, как и везде, но не "кинуть", потому что нет агрессии. Здесь ты всюду синьор или даже амиго (друг – Sputnik). И я не видел пьяниц, которые шатались бы по городу, не видел ни одной драки или даже словесной перебранки. Порой на тебя смотрят, как на иностранца, но с интересом и без негатива – это не бесит", – удивляется белорус.
"Беру в магазине все, что хочу"
"Я приступаю к работе в девять часов утра: час разыгрываюсь, в десять начинается репетиция, которая длится до трех, иногда четырех часов дня, а после я предоставлен сам себе. Так живут все оркестровые музыканты, в любой стране. Разница только в оплате труда: как я уже сказал, здесь она значительно выше, чем дома", – делится Сергей.
Принципиально отличается в Эквадоре, по его словам, отношение к музыкантам. Музыканты здесь – уважаемые люди, которые несут в общество культуру и ходят на работу, соблюдая дресс-код; а называют их маэстро и никак иначе.
"Уже от этого степень удовольствия от всего, что происходит каждый день, растет: я, наконец, чувствую себя абсолютно свободным, оцененным человеком. И не ощущаю финансовой скованности в бытовых рамках: не думаю, что мне купить, когда захожу в магазин – беру все, что хочу", – пожимает плечами собеседник.
Бежать из Беларуси?
"Я всегда говорил, что хочу работать в своей стране. Я люблю белорусскую природу, даже климат, и у меня все здесь: родители, друзья, будущая жена наверняка. Но перспектив в музыке у молодых ребят здесь нет", – констатирует Сергей.
По его словам, особенно сложно ребятам из провинции. Сергей сетует: он жил в Барановичах, половину жизни посвятил, чтобы обучиться своей профессии: сперва в школе, потом в колледже и консерватории, провел в Минске восемь лет и на год меньше отработал в оркестре. И после всего этого он не может "своим делом заработать на крышу над головой".
"Представьте: я играю в одном из лучших коллективов всей страны, у меня гастроли… и по ночам я работаю барменом в ресторане. Потому что зарплата 250 долларов; с такой не всегда можешь сводить девушку в кино и заплатить за нее в ресторане – не то что содержать семью. И что, просить помощи у мамы с папой?
Это ведь проблема не конкретного коллектива, а всей страны. Безусловно, кто-то может реализовать свои амбиции в Беларуси. Это вопрос профессии: вот айтишники могут заработать. А талантливые молодые музыканты получают копейки, ждут подходящего предложения и разъезжаются по свету", – говорит он.
Сергей Мурычин убежден, что в Беларуси ничего не изменится до тех пор, пока на молодых специалистов не посмотрят другими глазами.
"В стране должны ценить толковых молодых специалистов. Если я старательно учусь, чтобы пробиться в ведущий вуз, а потом оканчиваю его, если я точно знаю, что умею работать усердно и круто – я ведь могу рассчитывать на хорошее рабочее место с достойной оплатой моего труда?" – задается вопросом белорусский музыкант.
Читайте также:
- Белоруска об Австралии: сложно только к мужчинам с макияжем привыкнуть
Вы скажете – так не бывает: история белорусской Золушки