1 февраля государственный секретарь США Майкл Помпео совершит визит в Минск. Белорусской стороной уже объявлено, что с американским гостем проведет переговоры президент нашей страны Александр Лукашенко. Это будет наиболее высокий уровень контактов между Беларусью и США со времен визита в белорусскую столицу Билла Клинтона в 1994 году.
С учетом ситуации в мире и вокруг Беларуси, сложной истории двусторонних отношений с американцами, уже сейчас можно прогнозировать, что встреча Лукашенко – Помпео вызовет бурю эмоций и кривотолков.
Что по факту?
На самом же деле совершенно очевидно, что никаких особых прорывов в белорусско-американских отношениях после этих переговоров ожидать не стоит, хотя сам факт повышения уровня контактов – уже положительный результат.
Тем не менее, надо учитывать, что в этом году в США, как и в Беларуси, пройдут президентские выборы и, естественно, до их завершения американская администрация не будет форсировать какие-либо изменения своей политики на белорусском направлении.
Более того, понятно, что в случае поражения Трампа нынешняя команда управленцев покинет Белый дом, а демократы исповедуют несколько иные подходы на международной арене. Придут новые кадры, долго будут "вникать в ситуацию", а Беларусь и так далеко не главный приоритет Вашингтона, то есть может случиться, что "наша песня хороша, начинай сначала".
Однако, с учетом не раз заявленных симпатий Лукашенко к Дональду Трампу и политическому стилю американского лидера, можно предположить, что Минск рассчитывает на переизбрание действующего президента США, и нужно признать, что анализ внутриамериканской политической ситуации оставляет право на такой прогноз.
В этом случае встреча с Помпео – закладка в фундамент будущего развития отношений, которые на настоящем этапе весьма далеки от нормы, хоть и не столь токсичны, как еще 10 лет назад. Ведь не надо забывать, что руководство нашей страны по-прежнему находится под воздействием санкций США, которые в июне прошлого года были продлены специальным указом Дональда Трампа с абсурдной формулировкой о том, что "действия и политика некоторых членов правительства Беларуси продолжают представлять угрозу национальной безопасности и внешней политике США".
Примечательно, что в санкционном списке пораженных в правах белорусских чиновников значится и Александр Лукашенко, с которым 1 февраля будет встречаться госсекретарь США. Таким образом, сами американцы фактически признают нелепость сложившейся ситуации, так как собираются обсуждать "двусторонние отношения, ситуацию в регионе и в мире в целом" с человеком, который, согласно их же нормативной базе, "представляет угрозу национальной безопасности". Данное положение дел наглядно иллюстрирует не только реальный уровень белорусско-американских отношений, но и громоздкость бюрократии Вашингтона, которая годами едет по накатанной и просто не способна оперативно адаптироваться к изменениям обстановки.
Исходя из вышеназванных обстоятельств, в Минске никто не питает особых иллюзий в отношении визита Помпео, однако реалии таковы, что белорусская дипломатия будет продолжать кропотливую, порой напоминающую Сизифов труд работу по нормализации отношений с США. Такой подход вполне отвечает изменившемуся позиционированию нашей страны как "донора региональной стабильности", что никак не может сопровождаться статусом "угрозы" в восприятии ведущей сверхдержавы современного мира.
Кроме того, нужно учитывать, что Беларусь никогда не была инициатором конфликта с Вашингтоном, несмотря на то, что в свое время даже пришлось выдворить из Минска американское посольство. Однако эти решения не были надуманной авантюрой, а носили симметричный характер в ответ на действия США, долгое время совершенно открыто игравших на свержение конституционного строя в Беларуси, дестабилизацию обстановки и поддержку сценария "цветной революции" в нашей стране.
Интересы сторон
Вместе с тем, времена изменились, в новой международной реальности постепенно меняется восприятие белорусского государства и Александра Лукашенко. Предстоящий визит Майкла Помпео, как и прошлогодний приезд в Минск помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, – это сигналы, свидетельствующие об определенном интересе Штатов к контактам с белорусскими властями. Однако пока этот интерес носит скорее ознакомительный характер, и некорректно заявлять об изменении подходов Вашингтона к оценке белорусского руководства и политики нашей страны в целом. Представляется, что коллективный Запад во главе с США по-прежнему не готов признать субъектность Республики Беларусь, однако нашу страну уже готовы терпеть, что выглядит достаточным на современном этапе.
Кроме того, представляется, что американцы внимательно наблюдают за противоречиями в отношениях Беларуси и России, поэтому будут заявлять о готовности "поддержать белорусскую независимость" в пику Москве, однако дальше ритуальных заклинаний дело вряд ли пойдет. Случай Украины наглядно продемонстрировал, что заокеанские "партнеры" не против побороться с Россией до последнего украинца, однако вовсе не спешат одаривать своих подопечных манной небесной и раздавать пропуски в "цивилизованный мир".
Откровенно говоря, в Беларуси никто и не мыслит категориями обмена союза с Россией на некие мифические "печеньки" от США, а в серьезных кругах такие теории даже не обсуждаются ввиду своей несостоятельности. От Вашингтона Минску нужны гарантии невмешательства в предстоящие выборы, продолжение движения по взаимному восстановлению полноценной работы посольств, обсуждение возможного сотрудничества в финансово-кредитной и энергетической сферах. Нефтяной вопрос сейчас стоит достаточно остро, и американская нефть как вариант ничуть не хуже саудовской или норвежской.
На международном треке Беларусь заинтересована в поддержке со стороны Вашингтона своих мирных инициатив по урегулированию конфликта на Украине. Александр Лукашенко не раз заявлял о целесообразности подключения США к переговорам, необходимости введения в зону конфликта на Донбассе международного миротворческого контингента, основу которого могли бы составить подразделения белорусских Вооруженных Сил.
Кроме того, белорусская сторона попытается убедить Помпео в нецелесообразности милитаризации региона и размещения дополнительных контингентов НАТО у границ нашей страны. При этом нельзя сказать, что подобные устремления – игра с нулевой суммой, так как подобный вопрос поднимался в свое время Лукашенко на встрече с Джоном Болтоном, после чего Дональд Трамп просто прокатил планы Польши по созданию американской военной базы на своей территории. В отношениях с американцами нужно четко понимать, что "добрым словом и пистолетом удастся добиться большего, чем просто добрым словом", поэтому аргумент о том, что в ответ Беларусь тоже будет вынуждена "что-то размещать", выглядит адекватным.
Как видно, ничего особо не известного ранее в вышеприведенной повестке нет, все уже было не раз говорено "из первых уст", а предстоящая встреча с Майклом Помпео – это лишь начало большого пути по оздоровлению отношений. При этом, несмотря на всю значимость США в мире, думается, что основополагающие интересы Беларуси все же зависят от искусства нашей дипломатии на Востоке, а не на Западе.
Читайте также:
- Беларусь и США обсудили шаги по обмену послами
Переговоры Болтона и Лукашенко прошли. Проблемные вопросы остались