Вам когда-нибудь приходилось быть в салоне антиквариата? Нет? А в солидном музее изобразительного искусства? Это примерно одно и то же. Вот только экспонаты снабжены еще и этикеткой с ценой. И не малой.
Еще 15-20 лет назад в Беларуси ежегодно антикварных товаров реализовывалось, по приблизительным подсчетам, на $10 миллионов, но сегодня арт-рынок буквально "лежит". В его тенденциях разбиралась корреспондент Sputnik Диана Шибковская.
Что нового на арт-рынке?
Арт-рынок появился в Беларуси одновременно с небольшой прослойкой относительно зажиточных людей, имеющих лишние деньги.
Специалисты понимают под арт-рынком систему оценки и торговли произведениями искусства. С середины 1960-х гг. это понятие прочно вошло в жизнь современного общества. И вскоре большое число людей в разных странах охватила настоящая лихорадка инвестиций в арт-предметы. Их цены взлетели до небес.
И в наши дни вложения в произведения искусства продолжают считаться одними из самых привлекательных. Хотя и рискованных. Теоретически избежать риска просто – нужно приобретать качественные и, если так можно выразиться, перспективные вещи.
Другой вопрос: как такую вещь распознать? Специалисты утверждают, что научиться этому нельзя. Одним дано свыше такое чутье, а другим – нет. Так что без опытных консультантов здесь не обойтись. "Берите билеты в кино, мороженое и заводите дружбу с антикваром", – советует владелец минской антикварной галереи Александр Иванов. И многозначительно добавляет: "Друзей не обманывают!"
Во что вложиться
Давно и устойчиво растет спрос на русскую классическую живопись и вообще русское искусство. Еще надежнее вкладывать деньги в антиквариат – вещи, созданные 50 лет назад и ранее (антикварщики называют их "материалом"). Большинство коллекционеров предпочитают, объединяя эти понятия, вкладывать капитал в живопись и в эксклюзивный антиквариат. Знатоки не без оснований утверждают, что сейчас на монеты и награды тратиться не имеет смысла – такие вещи дорожают медленно.
По неофициальной градации (собиратели не любят "светиться") первое место по массовости именно за нумизматическими и фалеристическими коллекциями монет и наград.
Долгое время вторым номером в собирательстве было холодное оружие (рапирофилия). Однако после изменений в Законе об оружии в Беларуси пополнять коллекции стало затруднительно. Да, хранить дома кортики и ножи можно, но вот по улице так просто их теперь не пронесешь. Сбыт холодного оружия у нас запрещен. Холодным оружие признается по результатам экспертизы, в ходе которой проверяется качество стали, длина лезвия и прочие конструктивные особенности. Ношение, перевозка и транспортировка холодного оружия влечет за собой административную ответственность, а повторные действия в течение года уже грозят уголовной ответственностью.
Эксперты также советуют вкладывать деньги в вещи, связанные с историческими личностями или событиями. А еще хорошей темой считается фарфор ("бисквит"). Можно собирать чайные пары (от 40 белорусских рублей), вазы или статуэтки (скажем, Мейсен от 700 до 15 тысяч белорусских рублей). Ну, еще иконы (от 390 до 29 тысяч белорусских рублей). Только не покупайте за пределами Синеокой, допустим, в России, здесь легко напороться на "новодел".
У нас риск нарваться на подобную неприятность – минимальный. Так как в Беларуси небольшое количество антикварных магазинов, владельцы которых хорошо знакомы друг с другом, ситуация с подделками всегда была более-менее под взаимным контролем. Торговцы стараются держать белорусский рынок в этом плане относительно чистым.
Выгодное вложение и великая радость
Как же правильно назвать все четыре торговые точки в Минске, где представлен винтаж – лавка, магазин, салон или галерея? Здесь нужно учитывать масштабы: торговую площадь и наличие товара. В салоне должен чувствоваться размах – присутствовать соответствующий антураж вкупе с широким выбором. В антикварных лавочках на 90% представлена так называемая сувенирная продукция, которая не имеет художественной и музейной ценности.
Раньше в Беларуси подобных торговых точек было около двух десятков. Из-за экономической ситуации закрылись многие магазинчики в Минске и в регионах. Парочка точек осталась в Витебске, вот их можно смело называть лавками из-за ассортимента.
Немало подделок среди столового серебра с эмалями, в фалеристике и нумизматике. Фальсифицируются они на высоком уровне. А вот старинные самовары покупайте смело – их сложно подделать.
Впрочем, подделывают все, включая практически любые аттестаты и сертификаты "подлинности". Многие коллекции, собранные после перестройки, оказались наполненными большим количеством подделок. Есть примеры, когда "региональные" коллекции оказывались на две трети состоящими из имитаций и копий.
Множество коллекций представляет собой набор весьма неравноценных предметов. Их тоже вряд ли можно назвать вложением денег.
Эксперты считают, что правильнее всего собирать родственные или близкие по тематике вещи: произведения одного автора или одного художественного направления, одного периода. К примеру, в таких профилях коллекционирования, как бонистика и нумизматика, основным принципом систематизации является хронологическая цепочка, недостающие звенья которой ищет истинный коллекционер. И учтите, что вещь в цельной коллекции стоит гораздо дороже, чем сама по себе.
"На сегодняшний день в Беларуси крайне мало людей, у которых есть свободные деньги и они готовы были бы их потратить просто для души, чтобы себя порадовать. Любая антикварная безделушка, если ты в ней что-то начинаешь понимать – это выгодное вложение денег и великая радость. Самые благодарные покупатели антиквариата – это настоящие коллекционеры, потому что они никогда не откажутся от покупки антикварного предмета, которого у них нет в коллекции. Но опять-таки, они не могут покупать раз и два в месяц, то есть на сегодняшний момент это происходит редко", – поясняет Александр Иванов.
Вложите деньги в полотно
Наиболее выгодными сегодня называют вложения в живопись, например, в полотна русских художников-академистов: Коровина, Шишкина, Айвазовского, Саврасова. Полотна такого уровня стоят от $150 тысяч до $1 млн 200 тысяч. Стоимость таких картин растет примерно на 20-25% в год. Выгодными считаются вложения в раритетные предметы декоративно-прикладного искусства. Другое дело, что такая ценность требует особого содержания – как в плане условий, так и по безопасности.
Средние или дешевые вещи растут в цене гораздо медленнее – таковы законы рынка предметов роскоши. При этом даже киевский арт-рынок (здесь тоже в недавнем прошлом начали проводить аукционы) нельзя сравнивать с белорусским.
Некоторые эксперты высказывают мнение, что у белорусского населения совсем не осталось старинных вещей. Так что не надейтесь найти что-то стоящее на рынках (например, на барахолке в Ждановичах), специальных сайтах (Ay.by, Куфар) и на тусовках вроде той, где собираются нумизматы (ДК железнодорожников в Минске). Даже случайно купить там что-то сравнительно ценное можно было разве что в советские времена. Лучше поезжайте в Москву на вернисаж.
Однако дефицита раритетов на антикварном рынке Беларуси нет.
"Ко мне приезжают французы, англичане и бельгийцы и говорят, что мой магазин ничем не отличается по ассортименту от западных. Найти можно все: Шагал, Сутин, часы от 16-го до 20-го века, бронза любая. У нас неимоверное количество ценных вещей, а вот ценителей нет. Арт-рынок по сравнению с 2006 годом повернулся на 180 градусов. Антиквариат не является предметом первой необходимости", – поясняет Александр Иванов.
Зато неплохо обстоят дела на рынке белорусской живописи. У нас великолепная школа – ее любят все. Беларусь дала много своих выходцев Парижу. А с недавних пор белорусских художников стали подделывать! Известный скандал произошел в Москве в 2010-2011 годах, когда европейские пейзажи подписывали белорусскими авторами, подделывали даже экспертизы подлинности. Многие на этом обожглись и теперь боятся покупать работы белорусских живописцев.
Поэтому их картины, впрочем, как и советские, западноевропейские шедевры стоит покупать только на мировых аукционах уровня "Сотбис" и "Кристи", они проводят тщательную проверку и экспертизу. А вообще подделывают даже Рогалевича и Щемелева.
Наши коллекционеры предпочитают вкладывать деньги в работы современных белорусских художников (от 100 до 29 тысяч белорусских рублей). Очень может быть, что и среди них есть немало талантливых мастеров, чьи труды будут высоко оценены, но позже. Приведу пример. В 2000-х годах на аукционе в Минске работу Александра Исачева "Скорбящий монах" купили за $5 тысяч. Крупные полотна стоят до $50 тысяч, но это был "потолок" для нашего рынка в лучшие годы. Ежегодно цена на хорошую живопись возрастает минимум на 10%.
Если художник сегодня моден и его работы хорошо раскупаются, это совсем не означает, что завтра он будет пользоваться той же популярностью. Поэтому антикварщики предупреждают: не спешите судить о цене только по цифре. В свою очередь, далеко не все опытные коллекционеры могут определить истинную ценность произведения искусства, ведь они не специалисты.
Мечта всякого коллекционера – купить по бросовой цене картину, которая однажды принесет ему целое состояние. Ведь произошло нечто подобное с картинами Шагала. Или, скажем, в Большом энциклопедическом словаре 1987 года вообще не упоминается художник Казимир Малевич. А сегодня его "Черный квадрат" стоит миллионы долларов.
Во всем мире цены на работы того или иного художника устанавливаются согласно оценке квадратного сантиметра работы конкретного автора. А такая оценка делается на основе аукционных продаж. Ведь аукцион – самый верный способ определить цену на произведение искусства. Вот где проявляется настоящая борьба интеллектов! К слову, в Беларуси проведением таких мероприятий и оценкой произведений искусства раньше занимался аукционный дом "PARAGIS". Но свернул свою деятельность после того, как был уличен в продаже подделок.
Что делать с собранной коллекцией? Рано или поздно такой вопрос задают себе многие коллекционеры. Некоторые из них передают свои собрания обществу. Во многих странах такие движения души поощряются государством. Например, во Франции дарителя освобождают от налога на недвижимость. И многие неплохие крупные коллекции заканчивают тем, что их складируют в запасниках какого-нибудь музея.
А порой родственники коллекционера распродают коллекции за копейки, как это показано в фильме с участием Джонни Деппа "Девятые врата".
Читайте также:
- Шахматы большой политики: поквитается ли Путин с Трампом
Дорогие машины, оружие, антиквариат: что задерживали на Гродненской таможне
Ар-нуво и ампир в галерее-магазине известного дизайнера