Думали, проектируем АЭС: реальная история одного пандуса

На какие барьеры можно наткнуться, выполняя госпрограмму по созданию безбарьерной среды в Беларуси, и почему строительство обычного пандуса согласовать сложнее, чем целого дома, узнал Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

24-летней минчанке Екатерине Дрозд в 2012 году внезапно поставили тяжелый диагноз – рассеянный склероз. Три года назад девушка пересела в инвалидную коляску.

Сколько чиновников нужно для того, чтобы построить пандус?

Но этот материал не о безжалостных поворотах судьбы. Екатерина – оптимистка, умница и красавица. Но ее такое незавидное положение помогло поставить другой неутешительный диагноз… нашим чиновникам. Какой, определяла корреспондент Sputnik Тамара Зенина.

Пока решали со сроками сдачи, подрядчик сбежал

"Мы девять месяцев (!) буквально бились с министерством архитектуры и строительства, собирая по их требованию множество дополнительных документов. В итоге стоимость проекта увеличилась настолько, будто мы разрабатываем атомную станцию!" – с трудом сдерживают эмоции проектировщики.

На самом деле для девушки-инвалида, проживающей в многоэтажке в Уручье, потребовалось сделать пандус.

Думали, проектируем АЭС: реальная история одного пандуса

"Сначала мы больше года добивались в администрации Первомайского района Минска выделения денег. Наконец, в октябре 2018 года сказали, что тендер на поиски подрядчика начнут в 2019 году. В июне того года его нашли и пообещали, что к 30 сентября пандус будет готов. Однако весь август ничего не происходило, и мы насторожились", – вспоминает мама Екатерины Анжелика Дрозд "этапы большого пути".

В подтверждение женщина разворачивает "веер" писем из администрации района и города от начальников разных уровней. В них похожие формулировки и разные даты сроков с обещаниями.

"Потом была еще какая-то история с подрядчиком, который вдруг отказался делать наш пандус. Искали другого, и когда нашли, стали называть сроки исполнения: до 30 сентября, затем перенос до 31 октября, до 13 декабря, до 30 декабря, до 6 февраля…" – листает "календарь" из ответов Анжелика.

Думали, проектируем АЭС: реальная история одного пандуса

Последний раз семье Дрозд пообещали построить пандус к 14 февраля текущего года, и, с учетом того, что у их подъезда появились строители, надеемся, эта дата действительно станет последней.

Пандус и творчество, или Каковы будни гомельского колясочника

Думать не как человек, а как министерство

Немного пролить свет на то, почему на строительство обычного пандуса во время громкого отказа от всех барьеров понадобилось аж три года, помогли проектировщики.

ООО "ТСП-Инжиниринг" посчастливилось выиграть тендер на разработку проекта. По требованию заказчика делали не простой пандус, а электро-механический подъемник.

"Подъемник этот на самом деле не сложнее "лавки с разворотом". Однако согласований нам пришлось пройти столько, как будто мы жилой дом "сажали", – говорит директор компании Людмила Ширенкова.

По мнению специалистов, если четко следовать существующему законодательству в сфере строительства, спроектировать устройство безбарьерной среды, согласно существующей государственной программе, невозможно!

Думали, проектируем АЭС: реальная история одного пандуса

"Изначально были приняты такие строительные нормы, в которые не вписываются объекты безбарьерной среды. Все они являются отступлениями и каждое приходится подолгу согласовывать с Минстройархитектуры. А оно, в свою очередь, на нарушение законодательства идти отказывается", – утверждает разработчик проекта.

Чтобы вырваться из замкнутого круга, необходимо заказывать большое количество дополнительных исследований и экспертиз, многократно увеличивая стоимость проекта и доводя ситуацию до абсурда.

 – Конкретно здесь в земле где-то проложен газ, поэтому в министерстве долго думали, как можно разрешить нашу платформу рядом с уже лежащим газом, – делится наболевшим проектировщик.

Думали, проектируем АЭС: реальная история одного пандуса

 – А она может как-то повлиять на газопровод?

 – Абсолютно никак! Просто противоречит нормам допустимого расстояния до подземных коммуникаций, – констатирует специалист.

Она рассказывает, что бдительных экспертов из министерства также волновали несоответствия габаритов площадки крыльца, размера козырька, остекления подъезда, глубина подъема ступеней.

– А какая разница для подъемника, расположенного вообще с другой стороны от ступеней, какая у них глубина?

 – Вы думаете как нормальный человек, а надо думать как министерство! – парирует в ответ Людмила Ширенкова фразой, которая просто обязана стать крылатой.

Она приводит только некоторые цифры из "внешних затрат не пойми на что": разрешительная документация за 2400 рублей, экспертиза стоимостью в 30% всего проекта, множество мелких справок по 160 рублей минимум каждая… Все это и многое другое пришлось оплачивать заказчику.

Думали, проектируем АЭС: реальная история одного пандуса

"По-моему, для такого проекта согласований слишком много", – заключает Ширенкова, и с ней сложно не согласиться, даже не будучи специалистом.

Минздрав потребовал установить в аптеках пандусы с перилами

Получше – но дорогой, похуже – но дешевый

И пару слов о самом подъемнике.

"В проект мы заложили лучший аналог электрической вертикальной подъемной платформы, которому больше всего соответствуют изделия белорусского производства. Они уже хорошо зарекомендовали себя на других объектах, но стоят недешево, порядка четырех тысяч долларов", – говорит проектировщик.

То же самое оборудование в российском исполнении, по ее словам, дешевле, но и по качеству значительно хуже.

"Мы выбрали российское оборудование, потому что там предложили более дешевую стоимость с такими же техническими характеристиками, которые заложены в проектную документацию", – ожидаемо сообщили в администрации Первомайского района Минска.

Думали, проектируем АЭС: реальная история одного пандуса

Понятное дело, потратив невозможные деньги на создание проекта, экономить приходится на самом устройстве.

Оплачивать его обслуживание, примерно 20 рублей в месяц, в дальнейшем будет товарищество собственников, в котором проживает семья Дрозд. Также на жильцов лягут и затраты на возможные ремонты оборудования, которые, думается, будут немалыми.

О пользе школьной линейки

"Напротив нас четыре года назад построили еще одну многоэтажку, к которой сразу пристроили самый обычный пандус с перилами. Нам с Катей он показался очень удобным, к тому же за него ничего не надо платить и он точно не сломается. Разве нельзя было сделать такой и у нас?" – недоумевает Анжелика Дрозд.

Sputnik переадресовал вопрос заказчику проекта.

Думали, проектируем АЭС: реальная история одного пандуса

"Тип подъемного устройства выбран согласно строительным нормам действующего законодательства. Если высота крыльца выше 0,6 метра, разрешается строить только электрический подъемник", – четко ответили в администрации.

Не известно только, какими категориями привыкли измерять объекты чиновники.

Корреспондент Sputnik измерила оба крыльца обычной школьной линейкой. Высота крыльца в доме Екатерины, к которому нельзя пристроить обычный пандус, – 110 сантиметров, а крыльца в доме напротив, к которому этот пандус пристроен, – 130 сантиметров.

Читайте также: