Ровно 75 лет назад, с 14 по 17 января 1945 года, части Красной Армии и Войска Польского провели совместную операцию по освобождению столицы Польши Варшавы от немецкой оккупации.
Город находился под властью нацистов более 5 лет и по приказу гитлеровских военачальников был практически полностью уничтожен. За время войны погибло порядка 800 тысяч жителей польской столицы, из которых 350 тысяч составили уничтоженные евреи. Около 600 тысяч солдат и офицеров советской армии отдали свои жизни за свободу Польши, многие пали смертью храбрых в трехдневных боях за Варшаву.
17 января 2020 года в честь 75-летия освобождения польской столицы от немецко-фашистских захватчиков в Москве будет дан праздничный салют, на Поклонной горе прогремят три тысячи залпов. В самой Варшаве салюта, да и вообще никаких праздничных торжеств не планируется, нынешнее польское правительство не признает эту дату, а на освободителей навешивает ярлык "новых оккупантов", проявляя таким образом презрение не только к памяти воинов Красной Армии, но и своих соотечественников из Войска Польского.
Возникает закономерный вопрос: зачем руководители Польши ведут абсурдные войны памяти в ХХI веке, пытаются перекроить историю и воюют с мертвыми?
Какие современные задачи столь неприглядными методами пытаются решить польские политики?
Зачем развязывают войны памяти?
Представляется, что нынешняя идеологизация истории, которая, безусловно, наблюдается в Польше, не только прямо связана с мотивацией и специфическим мировосприятием правящих кругов, но также обусловлена конкретными внешнеполитическими мотивами. В рамках "новой холодной войны", которая, увы, наблюдается на современном этапе между Россией и США, страны Евросоюза, несмотря на декларируемую "солидарность", по факту ведут себя по-разному. Одни, как та же Австрия, пытаются дальновидно сыграть роль миротворца, другие стремятся быть "святее Папы Римского" и перещеголять старших товарищей из Вашингтона в своем милитаристском угаре. Именно к подобным "ястребам" и относится современная Польша, что, по замыслу нынешних правителей из консервативно-националистической партии "Закон и Справедливость", должно обеспечить полякам статус приоритетного партнера (троянского коня?) США в Европе со всеми вытекающими материальными бонусами.
Исходя из этого Польша решается на откровенно грубые дипломатические демарши, как в случае со сносом советских военных памятников или демонстративным решением не направлять президенту РФ Владимиру Путину приглашение принять участие в памятных мероприятиях в связи с 80-летием со дня начала Второй мировой войны.
То же самое касается авантюрных планов польского президента Дуды, буквально упрашивавшего Пентагон создать американскую военную базу на территорию Польши, когда уже самим США пришлось сдерживать милитаристские устремления своих союзников из Варшавы.
В этой связи неуклюжие польские попытки возложить ответственность за развязывание Второй мировой войны на СССР (читай Россию) объясняются достаточно просто. В наиболее радикальных версиях современной западной пропаганды РФ предстает страной-агрессором, существование которой прямо угрожает безопасности "цивилизованного мира", а соответственно любые действия против "этих русских" оправданы.
В таких условиях историческая правда о советском народе, который спас мир от коричневой чумы, прямая ассоциация России с величайшей Победой добра над злом в истории человечества, очень мешают новым поджигателям войны.
Не наш метод
К слову, точно таким же негативным образом "большевистская Россия" описывалась в западной прессе, включая польскую, в 20-30-е годы.
"Красная угроза" позволяла долгие годы закрывать глаза на гитлеровского монстра и заискивать перед ним, пока не выяснилось, что национал-социализм – это не только "крестовый поход на Восток", но и прямой вызов существованию западных демократий. При этом, открывая ящик Пандоры исторической памяти, поляки сильно рискуют собственным имиджем, так как, параллельно с жонглированием пактом Молотова – Риббентропа, всплывают неприглядные делишки с Гитлером военно-политического руководства межвоенной Польши. Здесь будет и собственный пакт о ненападении с Германией, заключенный Варшавой еще в 1934 году, и позорная роль Польши в расчленении Чехословакии, когда поляки сначала отказались пропустить через свою территорию советскую армию, а потом одновременно с гитлеровцами ввели в страну войска и оккупировали Тешинскую область.
В общем, при наличии политической воли и приложении определенных пропагандистских усилий весьма несложно превратить Польшу из страны – жертвы Второй мировой в государство-агрессор. Но так можно делать лишь в том случае, если зеркальным образом отвечать на действия официальной Варшавы в формах и методах, присущих современному польскому руководству.
Но дискредитация Польши – это вовсе не та задача, которая стоит перед Россией и ее союзниками из числа народов бывшего СССР, которые сохранили свою историческую традицию. Во-первых, такой подход унизителен для потомков народа-победителя, а во-вторых, совершенно кощунственно плевать в память миллионов поляков, ставших жертвами нацизма и отдавших свои жизни в борьбе с ним.
Подобные методы стоит оставить тем, для кого история – это лишь разменная монета в геополитической игре, и помнить, что лучшее оружие против лжи – это добро и правда, которой манипуляторы боятся больше, чем вампиры солнечного света.
В этой связи праздничный салют на Поклонной горе в Москве в годовщину освобождения Варшавы от гитлеровцев в честь советско-польского боевого братства – правильное решение и сигнал всем людям доброй воли, демонстрирующий, "who is who" в современном мире.
Читайте также:
- "Это вакханалия": Захарова о годовщине начала Второй мировой в Варшаве
- Еще один памятник благодарности красноармейцам снесли в Польше
Лавров заявил, что Москва не будет записывать Польшу во враги