Бытовой ад по всем законам: что не так с платными услугами коммунальщиков

Выбраться из ловушек, которые из лучших побуждений устраивают для людей законодатели, можно, только затратив огромное количество времени и нервных клеток. Одной из жертв нововведений стала колумнист Sputnik Ирина Букас.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Если существует ад, в моем личном котле будет не только молоко с медом и ужасной пенкой, но и коммунальщики. С момента переезда в новое жилье я веду коммунальную войну – решить бытовые проблемы получается, только устроив кровавую битву за свои права.

Стало известно, как будут работать коммунальные службы в праздники

Например, после двух месяцев изнурительной осады работники ЖЭУ заделали огромные ямы во дворе, после года жалоб заменили по гарантии новые бракованные светильники в подъезде, после миллиона заявок установили лежачего полицейского на въезде во двор.

Но замена маленького вентиля в санузле – особая история, которая стоила кучу времени и миллионов нервных клеток. А ведь он мог стать не только моей проблемой, но и причиной затопления пяти этажей дома.

Почему вызов "аварийки" не всегда выход

Каждый раз, сталкиваясь с коммунальщиками, вспоминаю фразу об утопающих, спасение которых должно быть делом их же собственных рук. На днях, вернувшись домой после работы, заметили, что потек вентиль в санузле, который перекрывает воду в квартире. Время позднее, ЖЭУ решили не беспокоить и вызвали частного сантехника. Тот ничего не смог сделать – нужно было перекрыть воду по всему стояку. Все бы ничего, но, по его словам, ситуация в любой момент могла стать аварийной: если бы сорвало этот самый текущий "барашек", мы бы затопили всех соседей снизу.

В службе 115 душевные диспетчеры предложили прислать "аварийку". Правда, с оговоркой. Специалисты приедут, перекроют воду сразу на несколько домов и уедут, а наш сантехник в это время сможет провести все необходимые работы. Проблема только в том, что воду включат только завтра работники ЖЭУ в свое рабочее время. Надежда быстро решить вопрос угасла: оставить сотни людей без воды на неопределенный срок мы просто не могли.

Бытовой ад по всем законам: что не так с платными услугами коммунальщиков

Пришлось просто оформить заявку в ЖЭУ и молиться всем известным богам, чтобы за ночь ничего не произошло. К счастью, вентиль оставался на месте, раздражая только звуком капающей воды. Казалось, проблема будет решена.

Ваш вентиль – ваши проблемы

Очередная коммунальная баталия началась на следующий день. Позвонили из ЖЭУ и предложили лично подъехать к ним с 08:00 до 17:00, чтобы заключить договор на оказание платной услуги и написать заявление с просьбой перекрыть воду. Сразу предупредили: пока бумажки не будут подписаны, работники ЖЭУ палец о палец не ударят. Но рабочий день членов моей семьи совпадает с рабочим временем коммунальщиков, и просто сорваться и приехать на другой конец города ради подписания договора возможности нет. Переговоры зашли в тупик.

Теперь сантехники "не продинамят": к службе 115 подключилась вся страна

Следующие два дня были разбавлены постоянными звонками из ЖЭУ и в ЖЭУ с попытками найти выход из ситуации. Предложения подписать документы без личного присутствия были отвергнуты главным инженером, предупреждения о том, что в любой момент ситуация может стать аварийной, совершенно не трогали диспетчеров.

"Ваш вентиль – ваши проблемы", – равнодушно отвечали на том конце провода.

Звонки в вышестоящую организацию тоже ни к чему не привели. Женщина с говором жительницы замкадья настаивала: коммунальщики действуют по новым правилам, которые были приняты еще в декабре 2018 года. Хотите помощи – заключайте договор и платите. Ноу мани – ноу хани, как говорится. Вышестоящая дама решительно не хотела понимать, что заплатить не проблема. Сложность – в рабочее время заключить этот самый договор. Не можете подъехать в ЖЭУ? Ваши проблемы!

Финита ля комедия

В какой-то момент вся эта коммунальная война стала напоминать трагикомедию: грустно, но сквозь напряжение пробивается истерическое хихиканье. После длительных переговоров удалось узнать, что в один из дней хотя бы написать заявление на отключение воды можно до 20:00: у главного инженера приемный день. А вот заключить договор на работу по замене вентиля по-прежнему нельзя: специалист по этим вопросам принимает только до 17:00.

Бытовой ад по всем законам: что не так с платными услугами коммунальщиков

"Мы воду перекроем, а вы опять вызывайте частного сантехника, чтобы все сделать", – невозмутимо заявил главный инженер.

Пришлось довольствоваться хотя бы заявлением. При этом снова пришлось выслушать тираду со ссылками на новые правила. Мол, все для людей делается, а мы, бестолковые, этого не понимаем. То, что мы несколько дней живем на пороховой бочке и что нам дважды придется заплатить частному сантехнику, ЖЭУ не беспокоит. Нет договора и оплаты – нет услуги. На том и порешили.

Законы для людей?

Законы меняют, по словам причастных к этому, ради общего блага. Именно с такой формулировкой в декабре 2018 года в Минске изменили правила оказания платных бытовых услуг населению. Заглянула в документ и поняла, что этот документ написан для кого угодно, но не для людей.

Раньше все было намного проще. Вызвал сантехника – он пришел и решил проблему, а стоимость его работы включили в жировку. По новым правилам, которых, к счастью жильцов некоторых районов, придерживаются еще далеко не все ЖЭУ, так делать нельзя.

Замена крана за 110 рублей, или Как ЖКХ помогало одинокой пенсионерке

Теперь, чтобы получить любую платную услугу (а все, что касается вашей квартиры, делается специалистами ЖЭУ за деньги), нужно каждый раз заключать заказ-договор. Причем сделать это должен непосредственно собственник жилья. Если человек, к примеру, находится за границей, это сулит серьезные проблемы. В жировку оплата данных услуг также включается только по желанию собственника. Но можно оплатить и другим способом – в банке или на почте. Сделать это с помощью ЕРИП нельзя. IT-страна, что тут скажешь…

По сути, эти новые правила загнали людей в ловушку. Не можешь приехать в указанный промежуток времени – никто не придет к тебе на помощь. Не можешь оперативно оплатить услугу – получишь ее, когда сможешь.

Представьте, если бы так же работали в сфере медицины. Болит в правом боку (а это может быть аппендицит), звонишь в "скорую", а там отвечают: "Чтобы к вам приехала бригада, вы должны сначала подъехать к нам и заключить договор. Только после этого мы направим к вам медиков". Согласитесь, абсурд. Так нельзя действовать в ситуациях, которые в любой момент могут стать критическими.

На самом деле, ситуация совсем не смешная. Но как тут выживать без юмора? Когда законодательные акты и прочие бумажки создаются и меняются без поправки на здравый смысл, и возникают такие вот "ловушки". И выбираться из них людям приходится без посторонней помощи. Это то самое пресловутое "спасение утопающих". Система в очередной раз подчеркивает, что ни мы, ни наши проблемы никому не интересны. Человечнее надо быть, человечнее. Тогда, глядишь, вместо жалоб и скандалов начнете получать благодарности и улыбки.

Читайте также: