ГРОДНО, 21 ноя – Sputnik, Инна Гришук. Зеленую зону под Гродно, которая считается территорией для пеших и велосипедных прогулок и отдыха, в последние два года стали активно использовать для покатушек на мотоциклах и квадроциклах. Итог – испорченные лесные дорожки и экологические маршруты, в которые несколько лет назад было вложено более миллиона евро.
Раньше бегали ежики, сейчас – носятся гонщики
"Эта история продолжается более двух лет. Я постоянно гуляю по этому лесу. Все происходит на моих глазах. Там, где раньше бегали ежики, сейчас "взлетно-посадочные полосы" для мотоциклов и квадроциклов, все изрыто колесами тяжелого транспорта. Лес постепенно превращается в гоночный трек", – рассказывает житель Гродно Максим Гармаш, для которого Грандичский лес на окраине Гродно стал любимым местом отдыха.
Этот лес для спокойных прогулок выбирает довольно много гродненцев. Места здесь действительно красивые. Прогулочные маршруты проходят по сосновому лесу, выходят к обрывистым берегам Немана, к живописным карьерам "Синька" и "Зеленка".
Но в последние два года эта территория перестала быть спокойным местом отдыха. На прогулочных тропинках и велодорожках все чаще можно встретить мотоциклы и квадроциклы. Отдыхающие такому соседству не рады – тяжелая техника громко шумит и оставляет после себя следы. Мотоциклисты порой ездят на высокой скорости, могут внезапно выскочить из-за поворота и сильно испугать отдыхающих. В течение двух последних лет Максим лично неоднократно видел и лихачества мотоциклистов, и рассекающие по лесу квадроциклы.
"Они ездят, где хотят и как хотят, как Бог на душу положит. Это можно увидеть, потому что следы от колес скрыть невозможно. Иногда сюда привозят мощные квадроциклы, которые имеют даже регистрационные знаки, значит, железо мощное. Я два года за этим наблюдаю", – отметил собеседник Sputnik.
Портят дорожки за миллион евро
По мнению Гармаша, проблема начала появляться примерно два года назад, когда местный предприниматель, владелец СТО, стал кататься на квадроциклах в Грандичском лесу. Затем он открыл пункт проката квадроциклов, предлагая горожанам покатушки в лесной зоне.
"Они ездят по дорожкам международных веломаршрутов, в строительство которых несколько лет назад было вложено более миллиона евро", – отметил Максим и добавил:
"Глядя на них, в лес стали приезжать и мотоциклисты. Теперь они создают серьезную проблему и людям, и природе. Техника у них приличная, они нарезали своими "тракторами" много новых маршрутов, раскатали колесами существующие дорожки. Природе нанесен непоправимый вред. Заживать это будет годами".
Действительно, по территории, которую облюбовали для покатушек на мотоциклах и квадроциклах, проходит международный экологический веломаршрут №412, который начинается в зоне отдыха Пышки и заканчивается в районе Меловых гор и карьеров "Синька" и "Зеленка". Этот и другие маршруты строились как экологические, с минимальным вмешательством в природу. Ездить по ним, соответственно, также должен исключительно экологичный транспорт, либо гулять пешеходы.
Кроме того, как обращает внимание Гармаш, Грандичский лес – это зона с двумя режимами: "Рекреационная зона 1617025020(Р)" и "Другие территории специального режима использования".
"Теперь у нас есть вопросы к ГАИ, к лесхозу, к другим организациям. Как можно было разрешить, если такое разрешение выдавалось, или закрыть глаза на покатушки в зеленой зоне города с двойным природоохранным режимом?" – говорит собеседник.
Что говорят владельцы квадроциклов?
В пункте проката квадроциклов не отрицают, что они ездят по Грандичскому лесу, уверяют, что природоохранных законов не нарушают, лес не портят.
"Что и кто там раскатал, мы не знаем. За мотоциклистов мы не отвечаем. Думаю, нужно общаться с ними, с этим кругом. Мы катаемся по старым лесным дорогам, которые существуют уже много лет", – рассказал по телефону Дмитрий, который представился администратором пункта проката квадроциклов. Мужчина отметил, что ничего похожего на веломаршруты, в которые вложено миллион евро, они в лесу не видели.
Мужчина сообщил, что помогает владельцу бизнеса, Юрию Карпею, с момента открытия пункта проката, то есть с сентября 2017 года. За это время к ним не было претензий со стороны лесников, которые следят за состоянием леса. Разрешение в ГАИ им получать не нужно было, так как езда по лесным дорогам, которые не являются дорогами общего пользования, не входит в компетенцию Госавтоинспекции.
"Если бы мы начали пробивать в лесу новые дорожки, нам тут же бы сделали замечание лесники, которые там каждый день присутствуют. Нас бы сразу наказали за порчу лесной подложки. Большая часть наших клиентов – это неопытные люди. Пустить их кататься по узким тропам, виляющим между деревьев, мы не можем по технике безопасности. Гонять и лихачить тоже не разрешаем", – отметил Дмитрий.
Он неоднократно повторял, что маршруты покатушек на квадроциклах проходят только по лесным дорогам. Какие-то из них были завалены настолько, что раньше проехать по ним было невозможно. Пришлось их расчищать, чтобы открыть проезд. Также квадроциклы катаются по узкой полосе под высоковольтными линиями, там деревья вырублены, земля перепахана. Здесь, по словам собеседника, им разрешили ездить. При этом в группе Вконтакте, где пункт проката рекламирует свои услуги, есть фото, на которых видно, что квадроциклы находятся на веломаршруте, построенном в рамках международного проекта. И попали они туда не по воздуху.
Гродненцы просят подписать петицию
Чтобы обратить внимание городских и областных властей на проблему Грандичского леса, Максим Гармаш при поддержке других гродненцев, возмущенных ситуацией, создал петицию, подписать которую просит всех горожан, которые хотят сохранить городскую зону отдыха.
Автор петиции обращает внимание, что езда на мотоциклах и квадроциклах по Грандичскому лесу причиняет большой вред этой территории. Во-первых, наносится ущерб природе – тяжелая техника портит растительный покров, вызывает эрозию почвы, уничтожает места произрастания редких растений, загрязняет воздух выхлопными газами, шумом распугивают зверей и птиц. Раскатали болотную зону и ручьи возле очистных сооружений напротив деревни Бережаны и деревни Шембелевцы.
Во-вторых, разрушают веломаршруты, в которые были вложены большие деньги. В-третьих, техника в зоне отдыха мешает велосипедистам и отдыхающим здесь горожанам. Мотоциклы и квадроциклы порой ездят на большой скорости, с элементами лихачества, могут наехать на зазевавшегося пешехода. Также создают много шума, который мешает не только прогулкам, но и отдыху посетителей санаториев.
В середине декабря петиция будет направлена в Гродненский городской и областной исполкомы, в Гродненский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, ГАИ, Гродненский городской совет депутатов.
Авторы петиции просят рассмотреть данную проблему на очередной Сессии Гродненского городского Совета депутатов, а также принять меры по решению вышеописанной проблемы и полностью запретить использование мотоциклов и квадроциклов в Грандичском лесу. Если проблема не решится на местном уровне, они намерены обращаться в Администрацию президента.
Экомониторинг: дорога вместо тропы и сломанные деревья
Выехавший на место председатель ОО "Экомониторинг" Евгений Филимонов также подтвердил перечисленные в петиции факты. По его словам, хорошо заметно, что веломаршруты разбиты, а пешеходные маршруты раскатаны четырехколесной техникой. Одна из прогулочных тропинок сейчас превратилась дорогу с хорошо протоптанными следами от колес. О покатушках свидетельствуют и сломанные ветки деревьев, которые сломал явно не крупный зверь, а человек. Некоторые из деревьев специально удалялись, так как, видимо, мешали проезду.
Читайте также:
- На территории Брестской и Гродненской областей заработал единый безвиз
Победили чиновников: как гродненцы отстаивали покой тихого двора