МИНСК, 21 ноя - Sputnik. Домашнее насилие обсуждали в четверг на круглом столе в мультимедийном пресс-центре Sputnik.
Меры профилактики
Министерство труда и соцзащиты Беларуси над проблемой профилактики и борьбы с домашним насилием работает как минимум по трем направлениям.
"Чем более женщина независима финансово и экономически, тем менее она зависима от своего партнера", – заявила на заседании круглого стола заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда Марина Артеменко.
По ее словам, женщин нужно более активно допускать работать в так называемые мужские сферы, чтобы повысить их экономическую состоятельность. Она сообщила, что в стране сократился так называемый "запретный список" профессий, на которые не берут женщин, – теперь их около 180, раньше было более 250.
Вторым направлением является просветительская деятельность: женщинам рассказывают об их правах и законодательстве в сфере защиты от домашнего насилия, сказала Артеменко.
Третье направление – оказание помощи женщинам, пострадавшим от домашних агрессоров, через сеть кризисных центров. В настоящее время в стране открыто 136 антикризисных комнат для пострадавших от домашнего насилия, сказала представитель министерства.
Надежды на парламент
Касаясь темы законодательных мер в сфере противодействия домашнему насилию, представитель МВД высказала надежду, что новый депутатский корпус рассмотрит предложения по совершенствованию законодательства.
"На сегодняшний день мы (милиция – Sputnik) можем применять меры воздействия только в отношении тех лиц, которые привлечены к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере семейно-бытовых отношений", – заявила заместитель начальника отдела управления профилактики МВД Беларуси Ольга Соколовская.
Причем, по ее словам, семейный агрессор должен совершить такие противоправные деяния не один раз.
"Для привлечения его к ответственности нужно как минимум два раза. Потому что после первого привлечения к административной ответственности выносится только предупреждение. Мы предупреждаем его, проводим профилактическую беседу, что нельзя так себя вести", – сказала Соколовская.
Чтобы в отношении семейного агрессора приметить защитное предписание и поставить его на профилактический учет, нужно, чтобы он после официального предупреждения в течение года опять был привлечен к административной ответственности за насилие в семье, отметила представитель МВД.
Кроме этого, в соответствии с действующим законодательством, чтобы вынести защитное предписание семейному агрессору, административный протокол должен быть рассмотрен в суде и на правонарушителя должно быть наложено административное взыскание, уточнила Соколовская.
Также в настоящее время законодательством не предусмотрено применение защитного предписания к лицу, в отношении которого ведется уголовный процесс по преступлениям, совершенным в быту – истязание, угроза убийством.
"Вот эта (законодательная – Sputnik) проблема существует, и мы ее будем решать. Надеемся, что с новым составом парламента начнем оговаривать и рассматривать эти вопросы", – сказала представитель МВД.
Бедные старики
В стране существует проблема домашнего насилия в отношении пожилых людей, в первую очередь речь идет о так называемом экономическом насилии, заявила на заседании круглого стола первый заместитель генерального секретаря Белорусского общества Красного Креста Инна Лемешевская.
По ее словам, известно немало случаев, когда пожилые родители страдают от своих великовозрастных детей, которые нигде не работают и отбирают у них пенсии.
"Взрослые неработающие дети, которые висят на своих пожилых родителях и забирают пенсии", – охарактеризовала их Лемешевская.
По ее словам, пожилые родители, которые подвергаются экономическому насилию, практически никогда не пишут заявлений в милицию на своих детей-агрессоров.
Сталкинг – не романтика
Председатель правления МОО "Гендерная перспектива" Ирина Альховка обратила внимание на существование еще одного проявления насилия в отношении женщин – так называемого сталкинга.
По ее словам, это случаи, когда женщина допускает в отношении себя насилие, расценивая сталкинг как романтическое ухаживание. Специалист в области гендерного права пояснила, что это ситуации, когда "она сказала "нет", а он продолжает говорить "да", настаивать на том, что он умрет, но поменяет ее мнение".
Альховка привела классический пример сталкинга: когда мужчина, с которым женщина порвала отношения, продолжает забрасывать ее SMS, приходит регулярно к ней на работу, продолжает домогательства по месту жительства.
"Есть случаи, когда женщины рассказывали, что такая ситуация длилась до трех лет", – отметила она.
Альховка рассказала, что 10% обратившихся на горячую линию по поводу насилия со стороны своих партнеров сообщили, что подвергались ему во время беременности.
Она также отметила, что часть женщин страдают от насилия, когда расценивают контроль мужчины как форму заботы. По ее словам, сначала он запрещает ей встречаться с подругами, родственниками, коллегами, а в итоге женщина оказывается одна и в полной психологической и экономической зависимости от партнера.
Отмечая существование проблемы разных форм насилия в отношении женщин, Альховка высказала надежду, что новый депутатский корпус примет на рассмотрение проект закона о домашнем насилии.
Полную версию круглого стола смотрите на нашем YouTube-канале.