Белоруска София Маес уже давно живет в Бельгии. Там у нее было все – семья, работа, бельгийский паспорт. Главное – двенадцатилетний сын Алексей.
В июне бывший муж увез ребенка на каникулы – и исчез. В сообщении в мессенджере он сказал, что теперь мальчик будет жить с ним. С тех пор – вот уже больше двух месяцев – на связь он не выходил. Где искать сына и к кому обращаться за помощью, София не знает.
Свою историю она рассказала корреспонденту Sputnik.
Уехали в Гомельскую область и на связь не выходили
С бывшем мужем София в разводе уже пять лет. По решению суда ребенок от общего брака остался с мамой. У отца было право проводить с ним два дня в месяц – на выходные мальчик уезжал к отцу.
И София, и ее бывший муж все эти годы следовали решению суда, поэтому никаких подозрений не вызвала простая просьба отвезти мальчика на две недели в гости к дедушке в Гомельскую область.
"Я дала ему официальное разрешение на вывоз ребенка. Он должен был вернуться 31 июля, но не вернулся. Написал, что хочет построить другую жизнь, что ребенок пойдет в другую школу, и после этого на связь не выходил", – рассказала София.
С 19 июля на связь бывший муж не выходил. В течение трех минут София написала ему ответ в мессенджере, но сообщение до сих пор не доставлено адресату.
София обратилась в суд, но по бельгийским законам отцу ребенка должны дать время одуматься. Второго октября пройдет еще одно заседание суда, на котором смогут дать разрешение на задержание бывшего мужа Софии. В посольстве Беларуси в Брюсселе ей посоветовали после решения суда приехать в Минск и обратиться за помощью в Следственный комитет.
Но даже после того, как решение будет принято, пройдет еще неделя, прежде чем мать ребенка сможет получить это разрешение на руки.
София ездила к отцу и матери бывшего супруга, общалась с ними, но так ничего и не сумела выяснить. Сам дедушка мальчика, у которого он гостил, помогать в поисках отказывается. Бабушка ребенка тоже никакой информации предоставить не может, потому что давно не общается с сыном и не знает, где он может находиться.
А пока София обращается в организации, которые могли бы оказать ей хоть какую-то помощь.
"Многочисленные инстанции занимаются поиском ребенка. В Европе есть организация Child Focus, в основном они работают со странами СНГ – Беларусь, Украина, Россия и Кыргызстан", – говорит София.
Сперва ей сообщили, что сын пересек границу Беларуси 25 июля и выехал на Украину. Позже оказалось, что информация ошибочная – ребенок с отцом до сих пор могут находиться в Беларуси. София планирует приехать в страну и лично посетить деревню, в которой летом отдыхали бывший муж и ребенок.
Она предполагает, что ребенок может находиться в Кыргызстане – оттуда родом бывший муж Софии.
Ходит на теннис и не говорит по-русски
В сообщении, которое ей отправил бывший муж, говорилось, что с их общим домом в Бельгии София может делать все, что захочет. А ребенку нужно пойти в другую школу в другой стране. Отец мальчика мотивировал: у сына плохо идет учеба.
"У него математика слабенькая. Я не считаю, что это проблема, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Все остальное идет хорошо – он занимается спортом, ходит на теннис. Он плохо говорит по-русски, родился здесь, в Бельгии. Я попробовала ему дать русский как третий язык – первые два нидерландский и английский. Он может говорить и понимать, но писать и читать не умеет, кириллицу он не изучал", – рассказывает София.
У ребенка два гражданства – бельгийское и белорусское. По словам матери, он полностью интегрирован в жизнь в Бельгии.
"Он здесь родился, он с пеленок здесь живет, ходит в школу. У нас есть свой дом. У меня ребенок от второго брака – они очень хорошо дружат, как брат и сестра. У него есть друзья, дружит с детками соседей. Есть даже первая подружка", – рассказывает София о своем сыне.
Она признает: возможно, отец ребенка хотел бы чаще видеться с сыном. Но его финансовая ситуация его не позволяла нанять адвоката и пойти в суд. К тому же, школа, в которую ходил мальчик, расположена далеко от дома отца.
"Ему бы пришлось далеко ездить, если бы он больше времени проводил у папы. Сам сын об этом не просил, мы об этом не говорили. Он своего папу мало знал, виделся только по выходным, и чаще всего папа работал. Отец не принимал участия в его воспитании", – рассказывает София.
В браке с бывшим мужем София прожила девять лет. Развод был ее инициативой – супруг настаивал на том, что его жена должна быть домохозяйкой, а София строила карьеру.
"Мы познакомились очень давно, в 2005 году, мне было семнадцать лет. Поженились, родился ребенок. У него специфический взгляд на жизнь – по его мнению, женщина должна сидеть дома, рожать детей, готовить, убирать. Я выбрала карьеру и ребенка", – рассказывает София.
София работает главной медсестрой в психиатрической клинике. Коллеги по работе и помогают ей справиться с ситуацией – оказывают профессиональную психологическую поддержку.
"У меня характер сильный, я борюсь", – говорит София.