Как "Эль Система" довела венесуэльского дирижера до белорусского борща

Дирижер Лондонского королевского филармонического оркестра начал заниматься музыкой только в 14 лет. Сегодня под его управлением оркестр выступит во Дворце республики в Минске.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Дирижер Рафаэль Пайяре, под руководством которого сегодня в Минске выступит Лондонский королевский филармонический оркестр, впервые прилетел в Беларусь. Он успел попробовать борщ и десерт "Анна Павлова". Борщ музыкант прежде не ел, а десерт похвалил особенно.

Фестиваль Башмета: в программе – обладатели "Грэмми" и Лондонский оркестр

По словам дирижера, теперь все прежние "Анны Павловы" кажутся ему "фейком".

Однако как бы хорошо ни было белорусское исполнение новозеландского десерта, Пайяре предпочел бы Бетховена – на завтрак, обед и ужин.

Бетховена будут играть в первом отделении первого концерта XIV Международного фестиваля Юрия Башмета. Сегодня во Дворце республики выступит Лондонский королевский филармонический оркестр, а сам дирижер Пайяре уверяет: если бы не совершенно особенная система музыкального образования в Венесуэле, он едва ли давал бы сегодня пресс-конференцию в таком статусе.

Следовательно, не попробовал бы и борщ, и изумительную "Анну Павлову" по-белорусски! Впрочем, по порядку.

Как начать в 14 лет и стать одним из лучших

В Венесуэле существует государственная система музыкального образования – "Эль Система" – и Пайяре уверяет, без нее он не дирижировал бы сегодня лондонским оркестром.

"Вне зависимости от того, к какому классу или сословию принадлежит человек, каждый в нашей стране имеет право прикоснуться в музыке. Надо ответить, что система музыкального образования в Венесуэле, моей стране, несколько отличается от системы в других странах. Если в большинстве стран ребенок сперва занимается с педагогом и лишь потом начинает выступать, то в моей стране ученик сразу же вливается в оркестр", – рассказал дирижер.

Как "Эль Система" довела венесуэльского дирижера до белорусского борща

Сын учительницы и картографа, он начал заниматься музыкой только в 14 лет как валторнист. А после занял место первой валторны в Молодежном симфоническом оркестре имени Симона Боливара.

"Без системы музыкального образования, которая существует в нашей стране, я не смог бы добиться того, чего добился. Я не из музыкальной семьи, в нашей стране нет радиостанций, передач, посвященных классической музыке. До 14 лет я был очень поверхностно знаком с ней", – признает дирижер.

Однако благодаря венесуэльской системе образования он сумел не просто стать музыкантом, Пайяре дирижирует одним из лучших оркестров мира, который сегодня выступит перед белорусами.

Сколько стоят ваши инструменты?

Сам дирижер приехал в Минск еще накануне, а артисты оркестра прилетели только сегодня, и для большинства это первый в жизни визит в Минск.

Инструменты едут отдельно от музыкантов (наземным транспортом). Стоимость многих из них могла бы впечатлить неискушенного в музыке читателя, и менеджер оркестра подтверждает – среди инструментов, которые приедут в Минск, есть очень раритетные и дорогие. Однако примеров не приводит: инструменты находятся в частной собственности музыкантов, а не оркестра.

И все же главное, что везут с собой 80 артистов – музыка, а не инструмент. Ради этого музыканты всего на один день прилетят в Минск.

Сегодня в программе концерта – "Симфония №2" Людвига ван Бетховена и "Концерт №1 для фортепиано с оркестром Ми-бемоль мажор" Ференца Листа в первом отделении. Во втором отделении зритель услышит "Симфонию №1 до минор" Йоганнеса Брамса.

Дирижировать будет Рафаэль Пайяре, солист – белорусский пианист и дирижер Ростислав Кример.